Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
На тему протестных митингов наконец высказались оба российских лидера, четко разделившие протестную активность на приемлемую (разрешенные митинги, организованные российскими организациями) и неприемлемую (нелегальные протестные акции, проводимые НГО с предположительно иностранным финансированием).
Разница, как всегда, была в оттенках, связанных прежде всего с аудиторией. Президент Медведев выступал перед журналистами в Чехии. А премьер Владимир Путин выступал перед координационным советом Общероссийского народного фронта (ОНФ), который сам же сегодня избрал в качестве главного "двигателя" своей избирательной кампании на президентских выборах, назначенных на март 2012 года.
Уже сам факт некоторого дистанцирования Путина от "Единой России" и переноса опоры на непартийных сторонников из народной толщи (в возглавленный режиссером Станиславом Говорухиным предвыборный штаб приглашены учительница, профсоюзный активист, почетный металлург и детский врач) призван показать: опора Путина – это народная Россия, с незамутненным западными веяниями сознанием.
Перед такой аудиторией можно было не стесняться в выражениях в отношении заграницы, и Путин нанес по зарубежным недругам России три мощных удара.
Во-первых, он обвинил госсекретаря США Хиллари Клинтон в провоцировании митингов через преждевременно негативную оценку выборов.
Путин обвиняет США в провоцировании протестов. Читать на сайте InoСМИ>>
Во-вторых, Путин заявил, что митинги проводились людьми "с узкокорыстными целями" по определенному сценарию, включающему нарушение закона.
В-третьих, Путин обвинил зарубежье в том, что оно "монтирует какие-то внутренние организации, которые якобы являются нашими национальными, а по сути дела работают на иностранные деньги и исполняют номер под музыку иностранного государства".
Выступавший в Праге Дмитрий Медведев был менее жесток в своих оценках, отметив, что "митинги – это проявление демократии". Однако вслед за этим либеральным зачином последовал традиционный юридический рефрен: "Все митинги должны проводиться в строгом соответствии с российским законодательством. Если есть определенный параметры проведения митинга, то наши граждане должны быть законопослушными", – подчеркнул Медведев.
Если учесть, что днем раньше президент в беседе с главой Центризбиркома Владимиром Чуровым высказался о попытках иностранцев критиковать российскую систему партий не менее жестко, чем Путин ("Вопрос о том, как выглядит российская политическая система, – это не их дело"), на самом деле между двумя лидерами наблюдается полное совпадение позиций.
Иного ответа Западу вряд ли стоило ожидать. Политическая стабильность внутри России является приоритетом для российских властей, и они не готовы обменять ее даже на самые лучшие отношения с Западом. Поэтому любые попытки западных лидеров поддержать политический плюрализм в России вызывают неизменно нервную реакцию в Москве, даже при самых лучших личных отношениях между лидерами.
"Сохранение политической власти внутри России – это главное и для Путина, и для Медведева. Российская элита на самом деле готова интегрироваться с западной элитой, но при одном условии – если эта интеграция не поставит под угрозу ее, российской элиты, власть в России", – считает политолог Станислав Белковский.
Возникает, однако, вопрос: каков реальный вес слов Хиллари Клинтон о "несвободных и несправедливых" российских выборах? Ведь по сути госсекретарь не сказала ничего нового: Россию в американских рейтингах давно уже записывают то в "частично свободные", а то и в "несвободные" страны. Но на реальные отношения с Москвой все эти перемещения в рейтингах никак не влияют.
Несмотря на рейтинги, по-прежнему действует учрежденная еще в начале семидесятых поправка Джексона-Веника. Твердость проявляется только в одном: американские лидеры никогда не отказываются от своих слов и не меняют свою риторику, когда речь заходит о правах человека. Вот и теперь Клинтон не стала корректировать свое высказывание:
"Права человека являются частью нас. И мы выражаем озабоченность проведенными выборами, которая, на наш взгляд, вполне обоснована. Мы выступаем за право русского народа развиваться и создавать лучшее будущее", – цитирует РИА Новости слова Клинтон, сказанные журналистам в Брюсселе.
"Думаю, что слова Клинтон в данном случае носят ритуальный характер – она сказала то, что должна была сказать в этой ситуации, – отмечает глава Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Им не стоит приписывать слишком большого значения".
Российский курс на борьбу с переменами. Читать на сайте InoСМИ>>
Иммануил Валлерстайн, американский философ и исследователь глобальных процессов, отмечает, что в отношении России Запад практикует определенный тип "современного расизма" – якобы существующее преимущество Запада объявляется не расовым или культурным, а "ценностным". Мол, с теми ценностями, которые господствуют в России, вход в цивилизованный мир ей закрыт.
"Впрочем, это наверняка скоро изменится", считает философ. И здесь с ним хочется согласиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции