Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Популярный в годы перестройки и в бурные 90-е годы, ныне документальный жанр на отечественном телевидении малозаметен. Каналы и зрители не сильно его жалуют. По словам экспертов, он просто перестал быть стандартным форматом для современного ТВ, часто использующегося в фоновом режиме.
Нестандартный формат
Руководитель независимой исследовательской компании Movie Research Олег Иванов объясняет это особенностями нынешней аудитории. В беседе с обозревателем РИА Новости он подчеркнул, что "зрители больше любят диалоговые шоу, а документальные фильмы требуют к себе внимания, работы ума".
Эксперт отметил, что в прошлом интерес публики к подобного рода фильмам был во многом продиктован скандальным характером криминальных историй, которые показывались аудитории.
На сегодняшний же день, по словам Иванова, криминальный жанр в изобилии представлен в различного рода ток-шоу и художественных сериалах. В итоге наблюдается спад зрительского внимания к документальному кино.
Этот жанр, по словам Иванова, не является для современного ТВ стандартным форматом. "Потому сейчас часто снимают документальные фильмы с элементами игровых вставок, чтобы зрителю было интереснее смотреть", – отметил руководитель Movie Research. Он подчеркнул, что в условиях, когда телевизор воспринимается в фоновом режиме, привлечь человека к экрану надолго очень сложно.
По данным Movie Research, ссылающегося на исследование "Аналитического центра "Видео Интернешнл", в среднем доля документальных фильмов на девяти основных российских каналах в 2010-2011 годах не превышала 2%. Лидером стал "мистический канал" ТВ-3, у которого в эфире документалка занимала от 10 до 12% времени. Остальные не могут похвастаться и этим.
Выводы Иванова подтверждаются свежими данными TNS Россия. Среди ста наиболее популярных программ среди москвичей старше 18 лет лидирует сериал "Улицы разбитых фонарей. Менты-11". Его посмотрело почти 25% зрителей НТВ. Высокие рейтинги у и сериалов "Менты-10" (доля 22,8%, рейтинг 7,9%) и "Тайны следствия-10" на канале "Россия 1" (доля 20,5%, рейтинг 7,4%).
От министра культуры до короля
Одной из ярких премьер минувшей недели стал исторический мини-сериал "Фурцева" на Первом канале. Кинорассказ о самом знаменитом министре культуры СССР получился у авторов ярким и занимательным.
Благо, актерский состав подобрался очень сильный. Екатерину Алексеевну в молодости сыграла Татьяна Арнгольц, а в зрелые годы – Ирина Розанова. В роли мужей Фурцевой предстали Максим Аверин и Александр Домогаров, в роли Хрущева выступил Виктор Сухоруков, в роли Сталина – Геннадий Хазанов. Особенно хочется отметить художников по костюмам – они очень достоверно воссоздали эпоху 30-60-х годов, что в исторических сериалах бывает, увы, нечасто.
В итоге проект оказался на четвертом месте топа. Его посмотрели более 20% столичных зрителей.
Несомненно, что если бы канал решился показать документальный фильм о Фурцевой, такого интереса публики к этой эксцентричной женщине не было бы.
Отличия между восприятием художественного и документального кино можно проиллюстрировать и двумя другими премьерами того же канала. В вечерний прайм-тайм пятницы зрители первой "кнопки" увидели историческую драму "Король говорит" об избавлении короля Великобритании Георга VI (отца нынешней королевы, Елизаветы II) от заикания с помощью скромного логопеда Лайонела Лога.
Лента Тома Хупера была удостоена награды "Оскар" в четырех номинациях, в том числе и как лучший фильм 2010-го. Сразу после этого канал показал премьеру документальной ленты 2011 года "Настоящая речь короля". В ней были показаны реальные выступления английского монарха, а также использованы интервью с историками королевской семьи и бывшими королевскими служащими.
Обе работы получились и зрелищными, и познавательными, но при этом массовый зритель смотрел их совсем по-разному. В то время как игровой "Король говорит" занял 26-й пункт топа, документальная "Настоящая речь короля" дошла лишь до куда более скромного 63-го места. Актер оказался интересней реального персонажа.
Ночной гость интересней вампира
В лидерах у канала "Россия 1" – мелодрама "Ночной гость" с Ольгой Красько и Дмитрием Марьяновым в главной роли. История одинокой молодой библиотекарши с ребенком, которая ищет спутника жизни, столь заинтересовала зрителей второй "кнопки", что лента оказалась на 5-м месте топа – с долей 21,0% и рейтингом в 8,5%.
Это называется правильным позиционированием. "Ночной гость", который был показан вечером в воскресенье, оттянул на себя часть зрителей от еще одной премьеры на Первом канале – нового вампирского триллера с элементами фэнтези "Сумерки. Сага. Затмение".
Первый канал ради него пошел на переделку вечернего воскресного эфира, предоставив ему место, которое обычно занимают юмористические программы. В частности, очередной повтор пародийной "Большой разницы" в Одессе вышел в эфир в 18:26 по Москве, до итоговой программы "Время", и попал на 14-е место топа (доля 15,6%, рейтинг 6,1%).
А вот сами похождения американских любителей крови консервативный зритель Первого канала так высоко не оценил. "Сумерки" попали только на 39-е место с долей в 14,3 и рейтингом в 5%.
Феодализм наших дней
Весьма любопытным мне показался очередной выпуск ток-шоу Павла Селина "Последнее слово" на НТВ. Он был посвящен более чем сложным взаимоотношениям богатых и бедных в нашей стране. В качестве иллюстрации был показан сюжет об одном очень известном московском банкире, который, приехав в глубинку, решил, что местные жители наперегонки побегут к нему в усадьбу работать.
Вышло иначе. Огорченный богач винит теперь прежние социалистические порядки, когда, по его словам, много лет заискивали перед крестьянами. Разбаловали, мол.
Селяне в ответ заявили, что это феодализм, и они, всю жизнь работавшие на государство, не собираются идти в лакеи к заезжему банкиру с хамоватыми замашками. В общем, выяснилось, что деньги в нашей стране решают пока не все. Что радует.
В очередной раз приятно удивил канал "Культура", показав 20 ноября трансляцию из Большого театра балета "Спящая красавица" в новой постановке Юрия Григоровича. Зрителям показали не только сцены из красочного спектакля, в которых заняты "звезды" обновленного после ремонта ГАБТа, но и антракт.
Во время него публике продемонстрировали и закулисную разминку танцоров, и беседу с участниками спектакля. В частности, известный американский танцор Дэвид Холберг, который исполняет партии Принца, в интервью с музыковедом Святославом Бэлзой сообщил, что горд своим костюмом и участием в спектакле.
Я не большой любитель балета. Радует другое – главный культурный канал страны показывает театральные премьеры с пылу с жару, держа руку на пульсе отечественного искусства. В этом, наверное, и состоит качественность телевидения – приобщать зрителей к текущему событию здесь и сейчас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции