Рейтинг@Mail.ru
Поджоги машин в Москве могут быть новой формой социального протеста - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поджоги машин в Москве могут быть новой формой социального протеста

© Фото : Денис ВоронинСгоревшие авто на юго-западе Москвы
Сгоревшие авто на юго-западе Москвы
Читать ria.ru в
В российской столице продолжаются поджоги автомобилей: в ночь на понедельник неизвестные вновь сожгли три иномарки. Эксперты считают, что не существует единственной причины, которая толкает поджигателей идти на преступление, но наиболее серьезной они называют социальный протест.

 

Анна Курская, РИА Новости.

В российской столице продолжаются поджоги автомобилей: в ночь на понедельник неизвестные вновь сожгли три иномарки. Эксперты считают, что не существует единственной причины, которая толкает поджигателей идти на преступление, но наиболее серьезной они называют социальный протест. 

В ночь на 7 ноября неизвестные сожгли в Москве три автомобиля. Была сделана и четвертая попытка, не увенчавшаяся успехом. Для российской столицы произошедшее - уже не новость. Так, в субботу на юге мегаполиса были задержаны пятеро студентов колледжа, сознавшиеся в 11 поджогах машин.

Как ранее сообщил РИА Новости заместитель начальника ГУ МВД России по Москве - начальник полиции, генерал-майор полиции Виктор Голованов, за первое полугодие 2011 года в городе было совершено более 100 поджогов автомобилей. 

От поджогов страдает не только российская столица. Например, по данным французской национальной службы анализа криминогенной обстановки ONDRP, в 2010 году во Франции было сожжено более 43,7 тысячи автомобилей. Годом ранее эта цифра была еще выше - более 45 тысяч машин. Согласно статистике ONDRP, из 32,7 тысячи случаев сгоревших машин 59% составили поджоги, еще 27% были уничтожены в ходе массовых беспорядков.

Волна поджогов прокатилась и по Германии. В конце октября берлинская полиция задержала подозреваемого в ночных поджогах более сотни автомобилей летом 2011 года. Всего же, по данным газеты Tagesspiegel, за первые 9 месяцев 2011 года на улицах Берлина было сожжено более 550 автомобилей.

Искать поджигателей трудно

По словам Виктора Голованова, предыдущий всплеск поджогов автомобилей в Москве был в 2008 году, и их расследование было взято на контроль руководством московской милиции.

"Тогда в общей сложности было зарегистрировано 180 поджогов, но уже в 2009 году их количество снизилось на 23% и составило 139, - сказал начальник московской полиции. - Тенденция сохранилась и в следующем году - 124 (поджога машин), а за минувшие полгода было совершено 119 поджогов".

Замглавы ГУ МВД России по Москве подчеркнул, что расследовать такие уголовные дела непросто. "Уголовное дело в данном случае возбуждается только спустя три дня, так как необходимо провести пожаро-технические исследования для выяснения причин возгорания, - пояснил он. - Вообще, поджог автотранспорта считается одним из наиболее трудно раскрываемых видов преступлений. (…) злоумышленники при совершении преступлений в 80-90% случаев выбирают темное время суток, когда количество свидетелей минимально".

Другая сложность, по словам генерала, заключается в том, что огонь уничтожает оставляемые преступниками следы на емкостях с горючей жидкостью.

Для чего поджигают машины?

Эксперты считают, что не существует единственной причины, которая толкает поджигателей идти на преступление. Во-первых, поджоги можно рассматривать как форму проявления городского вандализма, который существует во всех странах мира, считает заведующий кафедрой криминальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов. 

"Машина всегда есть под рукой. Чаще вандализм проявляется в том, чтобы нацарапать на ней какую-нибудь гадость, залить краской и т.д. А можно ее сломать и поджечь", - отметил он.

Во-вторых, случаются поджоги конкретных автомобилей из личной мести, рассказал РИА Новости руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. Такие поджоги часто приводят к серьезным последствиям, поскольку огонь от машины переходит на другие, припаркованные рядом.

В-третьих, поджоги могут быть одним из проявлений экстремальной молодежной активности. "В этом случае поджигатели мало чем отличаются от любителей паркура или диггеров. Только здесь экстрим проявляется в попытке скрыться от милиционеров или хозяев машин", - считает Сергей Ениколопов.

Поджогами также занимаются молодые люди националистического или фашиствующего толка, которые пытаются таким экстремальным способом заявить о себе. "Поджоги обычно происходят в определенные дни, связанные со знаковыми для государства событиями", - отметил Михаил Виноградов.

Небольшой процент поджигателей - психически нездоровые люди, больные пироманией, утверждают эксперты. "Пиромания не так часто встречается, и трудно себе представить пиромана, который поджигает машины в таком количестве. Но нельзя исключить, что один пироман подобьет на поджоги много народа. Это заразительно, точно так же, как сообщения в СМИ о поджогах" - полагает завкафедрой криминальной психологии МГППУ.

"Достаточно сделать один экстремистский шаг, чтобы его подхватили люди разного толка - и психически нездоровые, и желающие отомстить обидчику, и носители фашистских идей", - соглашается руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.

Проблема всего общества

Наиболее серьезной причиной поджогов эксперты называют социальный протест. Об этом косвенно свидетельствует то, что поджигатели предпочитают выбирать для нападений дорогие иномарки, часто поджигается большое количество машин за одну ночь.

"Судя по всему, поджигателями становится молодежь с рабочих окраин. Если ими движет классовая ненависть, это со временем может привести к событиям, подобным тем, которые происходили в Египте и Ливии", - сказал РИА Новости член комитета по безопасности Государственной Думы Александр Гуров.

По его мнению, нужно активизировать агентурно-оперативную работу по выявлению поджигателей, тщательно исследовать причины поджога автомобилей. Также необходимы изменения в законодательстве, направленные на профилактику детской и подростковой преступности.

"В частности, надо проверить, как исполняется недавно принятый закон о том, что дети не могут находиться на улице без сопровождения взрослых после 22 часов. Если не исполняется, то почему? Нужно говорить с родителями. Это проблема общества, одна милиция решить ее не сможет", - резюмировал Александр Гуров.

Страховка компенсирует ущерб

Поджоги автомобилей - один из рисков, который включен в стандартные полисы КАСКО. Обычно его квалифицируют как противоправные действия третьих лиц либо как уничтожение автомобиля огнем по неизвестной причине, рассказал РИА Новости член комитета по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков, заместитель гендиректора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.

По его словам, для получения страховки владелец пострадавшей от поджога машины должен предъявить в свою страховую компанию справку от пожарной службы. Некоторые компании просят принести справку из милиции о том, что дознаватели провели расследование и установили факт поджога. 

"Поджигатель, пойманный на месте преступления, мог бы по суду возместить страховой компании те деньги, которые она заплатила автовладельцу по страховому случаю. Поэтому мы всегда требуем справку из милиции, чтобы узнать: а не был ли пойман виновник? Вдруг его задержали в соседнем квартале, а руки все еще в керосине?" - пояснил представитель Российского союза автостраховщиков.

Часто виновных в поджоге установить не удается, но для клиентов это не имеет значения, они в любом случае получают возмещение убытков, заверил он. 

"По большому счету, страховой компании абсолютно все равно, по какой причине произошло возгорание, она платит в любом случае, - отметил Игорь Иванов. - Теоретически возможен вариант, что владелец машины самовольно влез в электрическую систему машины для того, чтобы поставить сигнализацию, произошло короткое замыкание, и машина сгорела. Но доказать, что возгорание произошло по этой причине, чрезвычайно сложно".

По мнению эксперта, частые случаи поджогов автомобилей в Москве не вызовут подорожание и без того недешевых полисов КАСКО. "Теоретически, на стоимости страхования могли бы отразиться лишь повальные пожары, как это было в Париже два года назад, когда каждую ночь горели от поджогов десятки машин", - подчеркнул он. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала