Ольга Соболевская, Сергей Варшавчик, РИА Новости.
Реформа российского оскаровского комитета по сценарию главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова фактически состоялась. 17 режиссеров и продюсеров из списка предложенных ранее Михалковым 29-ти потенциальных членов комитета на встрече 2 ноября в Министерстве культуры хоть и не приняли окончательного решения, но концепция на деле сформирована.
Жюри избранных победителей
О необходимости реформы оскаровского комитета киносообщество заговорило в сентябре в связи со скандалом с "Цитаделью" Михалкова. Эта провалившаяся в прокате лента была выдвинута в качестве кандидата от России на премию "Оскар". Глава национального оскаровского комитета Владимир Меньшов противился этому решению, бушевали блогосфера и кинопресса. Тем не менее картина все равно поехала в США.
Свои концепции реформы предложили многие кинематографисты, прежде всего КиноСоюз, созданный в 2010 году в качестве альтернативы Союзу кинематографистов (СК) и состоящий из людей, не согласных с политикой Михалкова на посту главы СК.
Глава КиноСоюза Андрей Прошкин предложил включить в новый оскаровский комитет представителей всех киноструктур, с тем чтобы решения этого органа были более объективными. Владимир Меньшов, давно ратовавший за реформу, подчеркивал в беседе с РИА Новости, что в комитет должны входить "кинокритики, сценаристы, художники, люди из профессиональных гильдий". Андрей Кончаловский замечал, что у всех участников кинопроцесса – разные интересы, а следовательно, нужно включить в комитет представителей разных киноцехов.
2 ноября кандидаты в новый оскаровский комитет, предложенные Михалковым, фактически отвергли все альтернативные концепции реформы. Предложение КиноСоюза создаст "безобразие", высказал свою позицию в беседе с РИА Новости режиссер Алексей Учитель, участвовавший в обсуждении судьбы комитета в Министерстве культуры.
Владимир Меньшов, в ответ на вопрос РИА Новости о его отношении к реформе комитета, заявил, что в итогах вчерашней встречи кинематографистов "новости пока никакой нет". "Решения еще будут обсуждаться", – подчеркнул он и отказался от дальнейших комментариев. Ранее Меньшов говорил о необходимости включения в состав комитета не только режиссеров и продюсеров, но и кинокритиков, сценаристов.
"Почти все единогласно поддержали основной принцип формирования будущего комитета: туда войдут номинанты и победители "Оскара", а также режиссеры и продюсеры, получившие главные призы на фестивалях класса "А" [в Каннах, Венеции, Москве и т.п.]", – сообщил корреспонденту РИА Новости Алексей Учитель.
Именно такой принцип формирования комитета и предлагал Никита Михалков. 20 октября эту идею поддержало и Министерство культуры. Однако оно сделало оговорку, что "готово оказывать содействие работе комитета, не вмешиваясь в его организационную деятельность".
Среди предложенных Михалковым будущих членов комитета – Владимир Меньшов (режиссер оскароносной ленты "Москва слезам не верит"), Андрей Звягинцев, обладатель "Золотого льва" за фильм "Возвращение", Павел Чухрай, чей фильм "Вор" номинировался на "Оскар", глава "Мосфильма" Карен Шахназаров и другие кинодеятели, которых Михалков определил как людей, представляющих современное российское кино "на мировом уровне". Все названные кинематографисты присутствовали на заседании 2 ноября и решали судьбу оскаровского комитета.
Комитет может сохранить статус-кво
"Умные и крупные художники, которые у нас есть, работают не только в этих двух профессиях – режиссер и продюсер", – ранее прокомментировал РИА Новости михалковский вариант реформы оскаровского комитета глава КиноСоюза Андрей Прошкин.
"Думаю, что нового ничего не получится, и индикатором этого служит отказ Сергея Бодрова [номинанта на "Оскара" за фильмы "Кавказский пленник" 1997 г и "Монгол" 2007] и Александра Сокурова [обладателя "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля 2011 года за фильм "Фауст"] войти в этот комитет", – сказал РИА Новости режиссер Алексей Герман-младший, обладатель "Серебряного льва" Венецианского фестиваля 2008 года за лучшую режиссерскую работу (фильм "Бумажный солдат").
"Оскаровский комитет заточен на то, чтобы сохранить статус-кво, – считает Алексей Герман-младший. – Все останется точно так же. Так же будут продавливать фильмы тех коллег, которые потом могут взамен дать какие-то преференции. Шансы российских фильмов получить "Оскар" не повысятся".
Во-первых, поясняет Алексей Герман, в комитет "не подпускают молодежь, пусть и с призами международных фестивалей". "Во-вторых, пока комитет будет при Национальной академии кинематографических искусств и наук России [в просторечии – академия “Золотой орел", по названию учрежденной ею девять лет назад кинопремии], он будет нерепрезентативен", – подчеркнул режиссер.
До сих пор оскаровский комитет фактически существовал при академии "Золотой орел" и проводил курс Никиты Михалкова, в то время как более старая, созданная сразу после перестройки киноакадемия "НИКА" была ранее отстранена от участия в комитете.
Будущий комитет декларирует независимость
Зависимость комитета от "Золотого орла" была одним из важнейших моментов, вызывавших критику киносообщества. Именно ангажированность прежнего оскаровского комитета заставила его принять "неоднозначное решение" в сентябре этого года – выдвинуть в оскаровские кандидаты "Цитадель", утверждал глава КиноСоюза Андрей Прошкин. Кинокритики (например, Андрей Плахов и Сэм Клебанов) выражали недоумение, как фильм, получивший уничижительную кинопрессу, мог поехать в США.
"Ни один из нас не готов стать членом оскаровского комитета, существующего при академии “Золотой орел” и созданного решением ее президиума… – прояснили свою позицию в недавнем открытом письме Меньшов, Чухрай и Кончаловский в ответ на предложение Михалкова войти в состав комитета. – Комиссия по выдвижению на “Оскара” не может быть зависима ни от какой общественной организации…". Александр Сокуров в ответ на предложение Михалкова заявил, что не готов участвовать в "игрушечных структурах".
Так или иначе, дискуссия по поводу ангажированности комитета зашла в тупик. Выходом из сложившегося тупика могла быть только декларация независимости от обоих кинематографических союзов и обеих киноакадемий. Такую декларацию на деле и приняли члены будущего оскаровского комитета, проголосовав за независимость от любых киноструктур.
Осталось доработать детали
Реформа приняла конкретные черты. Осталось доработать лишь некоторые детали. "Список кандидатов будет уточнен", – пояснил РИА Новости Алексей Учитель.
В него внесли Андрея Кончаловского, получившего в 1974 году главный приз фестиваля в Карловых Варах за "Романс о влюбленных" и не попавшего в число первоначальных кандидатов "по технической ошибке", а также Владимира Котта, чья "Муха" в 2008 году победила в Шанхае, и его продюсера Евгения Гиндилиса. Все последующие победители оскаровской гонки и номинанты будут автоматически включаться в число членов комитета.
Для окончательного осуществления реформы не хватает мнений некоторых людей, которые должны были присутствовать на заседании 2 ноября, сказал РИА Новости президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумов. Он подчеркнул, что новый комитет не хотел бы "раздувать новых дрязг".
"Мы посмотрим, какие возникнут дополнительно предложения, и будем тогда решать", – сказал Наумов.
Похоже, что новый комитет фактически уже существует – более представительный и, как многие надеются, более объективный.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции