Глава Среднеазиатского митрополичьего округа Русской православной церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, назначенный на эту новую кафедру решением Священного Синода от 27 июля 2011 года, а прежде многие годы возглавлявший Екатеринбургскую епархию, в интервью РИА Новости поделился первыми впечатлениями от пребывания на узбекской земле.
- Ваше Высокопреосвященство, прошло два месяца, как Вы приступили к своему служению на земле Узбекистана. Буквально на днях Вы вернулись из поездки по южным областям республики, побывали в Самарканде, Бухаре, Навои, Заравшане, Учкудуке, Кагане, Карши. Проехать на автомобиле такой маршрут - само по себе большая нагрузка, но Вы совершали в православных храмах этих городов богослужения, встречались с общественностью, с верующими - православными и мусульманами. Хотелось бы попросить Вас поделиться впечатлениями об этой поездке?
- Действительно, прошло два месяца с начала моего послушания в Средней Азии, и за это время во мне сложились не только впечатления, но и какие-то выводы, обобщения. Я посетил уже больше половины приходов, а в последней поездке побывал в семи городах южного Узбекистана, приобщился к святыням Самарканда и Бухары.
Легче всего ответить вам по поводу расстояний и нагрузки. Ну, я человек не только новый, но и молодой... (Смеётся). Ну, относительно. В том смысле, что лёгок на подъём. Я был поражён той огромной работой, которую проделал до меня Преосвященнейший Владимир, главное - той общей атмосферой миролюбия и благожелательности, которые царят здесь в отношениях между православными и мусульманами, между Церковью и правительствами независимых государств региона.
Ведь это не само собой складывается и держится - имею в виду эту атмосферу искреннего, не натужного стремления к взаимопониманию и взаимоприятию. За этим проглядывает 20-летний труд духовного деланья владыки Владимира на этой земле - с одной стороны, а с другой - соответствующая воля верховной власти, её мудрая и ответственная политика перед лицом своего народа, воля к миру и добрососедству во имя процветания Богом вверенной земли. И видимый результат этого взаимного деланья остаётся для меня сильнейшим первым впечатлением от встречи с Узбекистаном и со всей Среднеазиатской землёй.
- Но это главное впечатление, о котором Вы говорите, скорее невидимо, чем видимо. Это скорее духовное впечатление...
- Да, верно, впечатление складывается из того, что видишь перед собой, но есть ещё внутреннее зрение, и оно тоже непосредственное и, возможно, даже перевешивает внешние эмоции. Главное - это люди, конечно. Их просветлённые лица, их глаза во время этих встреч, во время нашего общения. И я говорю не только о православных, которым это как бы положено при встрече с правящим архиереем, но говорю здесь и о мусульманах, коренных жителях этой земли.
Хотя я ничего нового, наверное, не прибавлю к тому, что прежде меня говорил о жителях Узбекистана Преосвященнейший Владимир. Однако для меня это действительно новые, свежие впечатления. И мне доставляет радость подтверждать прежде сказанное в отношении замечательного, трудолюбивого, чадолюбивого, гостеприимного, замечательно оптимистичного народа, среди которого Господь сподобил жить и молиться также нас, православных.
Я чувствую себя здесь помолодевшим. Ведь ехал сюда, откровенно говоря, с некоторым страхом, уповая только на Господа. Ожидал, что почувствую себя скорее уставшим, постаревшим, в недостатке духовных и физических сил. Но Бог не оставляет - Бог даёт. Что значит "Бог даёт"? Это тоже не абстракция какая-то. Бог даёт эти впечатления, эту землю, эти встречи, эти лица, радость от этих встреч и бесед, так что забываешь о сне. Бог даёт телу это молодое ощущение, способность одолевать в несколько дней такой маршрут с напряжённым графиком служб и встреч.
- А какие города Вам особенно запомнились?
- Я мог бы долго рассказывать о каждом городе, который мы посетили, осуществляя это небольшое паломничество по общим нашим христианско-мусульманским святыням. Разумеется, яркое впечатление оставили исторические центры, но нельзя сказать, что меньше впечатления произвела, например, Кызылкумская пустыня с городами Заравшан и Учкудук, можно сказать, в самом сердце её.
Конечно, сначала был Самарканд - место упокоения мощей пророка Даниила (Данияра), одного из величайших наших пророков, равно почитаемых и христианами, и мусульманами, и иудеями. Здесь был совершён молебен, мы своими глазами увидели чудесное, вновь расцветшее оливковое древо, испили родниковой воды, истекающей от того места, где покоятся мощи пророка.
В Навои я успел только пообщаться с паствой, побеседовать о жизни прихода, и в путь - через обширную степь - в Заравшан, в Учкудук.
До Учкудука добрались лишь поздним вечером, но народ не расходился, ожидая моего приезда. И может, поэтому встреча получилась такая сердечная, долгожданная, трогательная. В этот же день - в Зарафшан. Здесь отслужили всенощное бдение, а утром - литургию в честь святителей Московских.
Сразу после службы назад через ту же степь в Навои. Там тоже служил, встретился с прихожанами, которые с любовью нас приняли.
Оттуда выехали в другой славнейший город исторического Узбекистана - в благословенную Бухару. Как раз поспели к всенощной. По преданию, здесь проходил со словом Божьим святой апостол Фома. И день нашего приезда в Бухару совпал с памятью апостола Фомы. На следующий день - литургия. И опять же много народа - полный храм, несмотря на будний день (среда).
Мне приятно вспомнить о пешей прогулке по улицам города. Разговаривал с людьми, с обычными прохожими, посетил мусульманские святыни, общался с мусульманским духовенством. Познакомился с династией Камаловых, замечательных мастеров-устозов кузнечного дела. Увидел знаменитый ствол дерева, который вырос из посоха праведника-суфия Бахауддина Накшбанди. Испил водицы из источника, который извёл из земли праведный патриарх Иов ("Чашма Айуб").
Вот что отмечаю: люди общаются с радостью, с охотой, нет ни тени испуга на лицах или скрытого недоброжелательства. Ведь если бы что-то такое было на сердце, то это нельзя скрыть - это было бы заметно. Открытость, чистосердечность в общении и сама способность к этому - это производит большое впечатление.
Из Бухары выехали в Каган, из Кагана - в Карши, а из Карши уже в Ташкент. Вот, если максимально сжато, наш маршрут. Путь, конечно, неблизкий и нелёгкий, но исполненный света, очень праздничный по настроению, что вообще присуще, как мне кажется, этой земле.
- Ваши высказывания заставляют как бы по-новому взглянуть на историю российско-узбекистанских отношений, на современную ситуацию?
- Я действительно только что из России, из современной России, и сравниваю только с ней. И нахожу, что главное богатство Узбекистана - это его народ. Терпеливый, любвеобильный, гостеприимный, хлебосольный, с прирождённым оптимизмом, с крепкой традицией уважительного отношения к старшим по возрасту, по положению и даже, если хотите, по должности.
Это те ценности, которые в России, к великому сожалению, во многом уже ослаблены или даже утеряны в связи с так называемой вестернизацией, приобщением к западным ценностям. Разве мы против этих ценностей? Нет, мы против бездумности, против внедрения каких-то поверхностей вместо ценностей и некоего принципиального цинизма, с которым их навязывают.
А здесь, как я отмечаю, традиции сохраняются, уберегаются на всех уровнях. К примеру, на меня большое впечатление произвела традиция общественной, почти общинной жизни. Имею в виду махаллю. И этот красивый обычай собираться миром и строить одному из членов общества дом - хашар. Ведь это и у нас когда-то было. Я помню ещё из своего детства, как мои родители выходили помогать соседям. Это было дружно, весело, как праздник. И здесь это всё есть и хорошо работает.
Опять же нравится, что люди в большинстве одеваются прилично, подобающе, благопристойно, держа себя на расстоянии от крайностей и излишеств современной молодящейся моды. Мне нравится это наблюдаемое целомудрие в одежде, стремление к более чистым формам чувств и отношений, сохраняемое институтом махалли.
К общим позитивным наблюдениям отнесу и то, что здесь отсутствуют рекламные щиты с изображениями вызывающе обнажённых женщин, отсутствуют изображения, растлевающие психику подростков и воздействующие на подсознание психотропным образом. И не бросаются в глаза разные ночные клубы и увеселительные заведения, оккупировавшие ныне центральные части в российских городах... эти так называемые "плоды демократии".
Думаю, что эта более опрятная атмосфера в городах республики сохранена благодаря умелому и мудрому руководству со стороны президента республики Ислама Абдуганиевича Каримова, благодаря его воспитательному, отеческому отношению к своему народу, к гражданам Узбекистана. Я заметил, что и к президенту здесь относятся серьёзно, с уважением.
И эти мои слова - отнюдь не формальный поклон власть предержащим, за которых мы молимся в своих храмах, но проявление действительного моего уважения, моего удивления, приятного изумления перед увиденным. Увиденным, конечно, не только внешними, но и внутренними глазами.
Крепкая традиция - крепкая семья - крепкое государство. Такова формула стабильности. И там, где она соблюдается, только там есть перспективы и будущее. Я благодарен Господу за то, что призвал меня на служение на этой прекрасной земле с ее прекрасными людьми, с которыми я в эти дни встречался, и с народом, у которого есть чему поучиться и нам, россиянам. Храни его Господь.