Человечество время от времени как сказочный герой оказывается у развилки, на которой указатель: "Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется".
Сказка - ложь…
Сказочные герои предпочитали, как правило, выбирать правую сторону, жертвуя конем и оставляя жизнь себе. Человечество за свою длинную историю перепробовало все три дорожки. Оно и прямо хаживало, перескакивая через этапы и формации. И влево и вправо отклонялось. Оно голодало и холодало. Он теряло коня, оно теряло себя…
…Илья Муромец испытал три пути и трижды возвращался со щитом. Но он был богатырем и, следовательно, сверхчеловеком, можно сказать, мифологическим персонажем. Иное дело - рядовой сказочный персонаж. Такой, как Иван-царевич.
Иван-царевич пожертвовал конем, но приобрел в помощники Серого Волка, который ему послужил вернее всякого коня, добыв своему хозяину жар-птицу, златогривого коня, невесту, оживив его мертвого и посадив царевича на царский трон.
Что на кону…
В настоящий исторический момент на кону уже не жизнь человека и не спасение царства-государства (коня, по-сказочному), а такая неуловимая, нематериальная штука, как человечность.
Похоже, мало кто об этом задумывается. Не говорю о профессиональных патриотах, для которых государство - альфа и омега бытия на Земле, а также - царь, бог и воинский начальник. Прочее - факультатив. Говорю о либералах, что пишут на своих знаменах о бесценности человеческой жизни. Им-то сам бог велел призадуматься на эту тему.
Примечательно, как мировая общественность раскололась по поводу гибели Каддафи. Его смерть почти все, кто держатся правостороннего пути, приняли с чувством облегчения. Иное дело - многих шокировала жестокость, с какой был лишен жизни тиран. Впрочем, немало оказалось и тех, кто попытался оправдать бессудную казнь. Нашлись даже аргументы в пользу ее смакования перед телекамерами.
Политологи заняты своим: они прикидывают, какие силы придут к власти в Ливии, какой строй там установится, какая из стран откусит самый большой кусок от ливийского пирога с обильной углеводородной начинкой.
За этими раскладами и расчетами легче забываются потери гуманитарного свойства.
Гуманитарную помощь, что оказывают людям в регионах, пострадавших от стихийных бедствий или гражданских войн, можно исчислить в деньгах, в вещах, в тоннах… Ее можно потрогать. Она вещественна. Гуманитарные растраты не вещественны - они существенны. То есть - сущностны.
Их проявления в глобальном масштабе редки. Но иногда они становятся не просто зримыми и наглядными, но и зрелищными. Как, например, танцующая палестинская улица в тот трагический день, когда нью-йоркские башни-близнецы дымились и из них выпадали фигурки человечков, а потом они осыпались, погребя под стеклом и бетоном несколько сотен людей.
Ну, ладно, это танцевала и радовалась коллективной смерти западных офисменов другая цивилизация из другого века, с иным культурным кодом. Но не менее выразительный пример лютой бесчеловечности - норвежец Брейвик, тупо, без малейшей примеси личной ненависти, но с глубоким чувством удовлетворения убивающий своих соотечественников-подростков на тихом острове Утёйя.
Тень Брейвика
Это как доброкачественная опухоль, что может в силу тех или иных обстоятельств трансформироваться в злокачественную с летальным исходом для больного.
Брейвик жил какое-то время с латентной опухолью, которая затем вылезла наружу и убила в нем все человеческое, кроме разума, вызвавшего к жизни бредовые идеи.
Если уж сон разума рождает чудовищ, то его бессонница вкупе с атрофией души способны вызвать к жизни такое, что не может и присниться нормальному человеку.
Призрак Ленина
На эту тему в свое время сложил убедительный фильм Александр Сокуров. Фильм называется "Телец" и рассказывает он о последних днях Ленина, когда у вождя мирового пролетариата окончательно повредился рассудок.
Умирая, он не ведает никаких нравственных мук. Потому что рационализм он сделал своей религией. И его преследует только одна мука: он не может помножить 17 на 22. И не знает, как это сделать. "Столбиком", - подсказывает Надежда Константиновна. Так и ушел из жизни человек, который выбрал левый путь. Человек, который попытался подчинить Природу Разуму.
Смерть прибрала разум героя, а тело и дело его оставила. На несчастье нам и во славу науки, которая от лица всемирного и всепобеждающего Разума отплатила Ленину-Молоху тем, что сохранила на века его пустую оболочку.
Злорадство
Очередь, выстроившаяся к холодильнику, в котором содержался труп Каддафи, что-то напоминала… Не по масштабу. И не по ландшафту. По композиции.
А вот фотографирование граждан на фоне остывающего трупа - это нечто новенькое. Это, видимо, следующая ступень одичания человека.
Хотя и в этом случае приходится слышать от гуманистов: "А вы представьте себя на месте тех, кто претерпел страдания от этого исчадия ада!".
Представил. Но все равно линчевание и смакование смерти человека, ее заслужившего, в моих глазах не перестало быть бесчеловечным варварством.
***
До сих пор не стихают споры вокруг обмена одного израильского солдата на тысячу палестинских террористов и их пособников. ХАМАС отпраздновал очередную победу над евреями со счетом 1000:1. Значительная часть израильтян была огорчена поражением со счетом 1:1000.
По мне, правительство Израиля спасло не просто человеческую жизнь своего гражданина; оно спасло этим неравноценным обменом толику человечности, без которой нашей Цивилизации не выжить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции