МОСКВА, 19 окт - РИА Новости. Рынок искусства привлекает все больше покупателей из-за нестабильной экономической ситуации в мире, сказал на открытии в среду в Москве выставки топ-лотов серии осенних торгов "Сотбис" (Sotheby's) генеральный директор российского представительства аукционного дома Михаил Каменский.
"На фоне турбулентного фондового рынка рынок искусства выглядит довольно стабильно, это объясняется тем, что инвесторы испытывают разочарование в ценных бумагах, которые в один момент могут превратиться в пыль, в то время как покупка высококлассных произведений искусства не так чревата финансовыми потерями", - объяснил он.
По словам Каменского, свидетельством такого подъема, на который повлияли и частные коллекционеры, и компании, являются финансовые результаты. За первое полугодие 2011 года "Сотбис" выручил в общей сложности 3,5 миллиарда долларов.
"Может быть, произведения искусства подешевеют, но, во-первых, они навсегда останутся с вами, а во-вторых, потом они непременно будут расти в цене, поэтому с точки зрения стратегических инвестиций это более надежный сегмент рынка", - отметил эксперт.
На выставке ставка сделана на топ-лоты предстоящих русских торгов, которые состоятся в Нью-Йорке 1 ноября, а затем, 28 ноября - в Лондоне.
Правда, из-за размера четыре на пять метров не привезли главное украшение американской аукционной сессии - "Жемчужную мечеть в Дели" Василия Верещагина (эстимейт 3-5 миллионов долларов). Эту картину с безупречным провенансом выставил на продажу бостонский Музей изящных искусств, который рассчитывает на вырученные средства развивать свою коллекцию в более традиционном для нее ключе.
Зато в экспозиции представлены другие выдающиеся художники, пользующиеся популярностью у коллекционеров и дающие стабильный финансовый результат.
Тон задает триумвират из "Песчаного берега" Ивана Шишкина, где освещенные сосны контрастируют с чернотой грозового неба (эстимейт 1,2-1,8 миллиона долларов), воздушный "Закат над Аю-Дагом" Ивана Айвазовского (эстимейт 350-500 тысяч фунтов) и "Лунная ночь в Санкт-Петербурге" Алексея Боголюбова (эстимейт 500-700 тысяч фунтов) с Ростральной колонной, из-за которой выглядывает луна, освещающая мачты кораблей и водную гладь.
Еще один вариант питерского пейзажа со знаковыми для города символами - нетипичное для Бориса Кустодиева полотно "Фейерверк. Бронзовый всадник", написанное им по случаю первой годовщины Октябрьской революции для оформления праздничных торжеств (эстимейт 3-4 миллиона долларов).
Созвучной нынешнему времени многим может показаться написанная в год начала Первой мировой войны небольшая картина Николая Рериха "Град обреченный", на которой белокаменный город изображен взятым в плотное кольцо красным змием (эстимейт 400-600 тысяч фунтов).
Николай Фешин, неожиданно выстреливший "Маленьким ковбоем", который около года назад был продан в десять раз дороже предполагаемой цены, представлен на выставке в Москве двумя небольшими, но чрезвычайно интересными портретами двух балийских девочек. Крестьянка в желтом платке и храмовая танцовщица в оранжевой повязке оценены экспертами в 200-300 тысяч долларов.
Помимо этих произведений на выставке также можно посмотреть на картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова.
Как известно, национальным искусством интересуются граждане той страны, где оно было создано: например, среди покупателей китайского искусства преобладают китайцы, русского - соответственно, россияне.
Поэтому, по словам главы "Сотбис Россия", существуют опасения в падении рынка русского искусства из-за отъезда из России многих коллекционеров, приобретающих недвижимость за рубежом.
"Но это не так. Наши соотечественники продолжают собирать и для своих российских домов, и для домов, приобретенных за пределами России. Более того, за пределами России на сегодняшний день образовалась уже довольно устойчивое сообщество носителей русской культуры и ментальности. Эти люди обладают средствами и желанием конкурировать друг с другом, поэтому с точки зрения количества покупателей в худшую сторону не изменилось ничего, даже наоборот", - рассказал Каменский.
Он отметил, что предметом интереса коллекционеров является не только русское искусство, поэтому на предаукционные выставки традиционно привозят топ-лоты торгов "Импрессионисты и искусство ХХ века". На этот раз это "Белый шум" Василия Кандинского (эстимейт 7-10 миллионов долларов), "Мечта" Тамары Лемпицки (эстимейт 5-7 миллионов долларов) и "Обнаженные на фоне статуи" Поля Дельво (эстимейт 3-5 миллионов долларов).
Выставка в Академии художеств на Пречистенке работает 19 и 20 октября.