Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Триллер "Заражение" американского режиссера Стивена Содерберга 13 октября выходит в российский кинопрокат. В США была зарегистрирована эпидемия интереса к этому фильму: в сентябре он был в лидерах кинопроката. Но в России вирус обожания триллера Содерберга едва ли поразит большое число киноманов.
Коммерческая эсхатология
Фильм давно появился в Интернете. Кто хотел увидеть его, тот уже увидел. "540 копиями картина заработает на старте [за ближайший уикенд - ред.] около $1,4 млн", - прогнозирует журнал "Кинобизнес сегодня".
Кроме того, "Заражение" соревнуется с приключенческим тяжеловесом - "Мушкетерами в 3D" Пола Андерсона, боевиком, снятым по нестареющему роману Дюма. Лента о благородных французских удальцах стартует в прокате в тот же день, что и "Заражение", и явно заберет себе часть кинозрителей. Роман Дюма так беспроигрышно кинематографичен, что публику привлекает любая его экранизация.
А вот "Заражение" заразительной картиной не назовешь, при всей негаснущей популярности эсхатологической темы - ожидания конца света. А тут успели высказаться многие, от жрецов майя до преподобного Гарольда Кэмпинга, предрекавшего Апокалипсис в мае 2011 года, а потом сдвинувшего гибель мира на октябрь.
Желтая пресса поднимает свои рейтинги регулярными публикациями страшилок о гибели цивилизации от неизвестных вирусов. Содерберг в "Заражении" тоже заинтересовался апокалипсической вирусологией, исследовал манипуляцию человеческим сознанием с помощью страхов, выделил разные штаммы вируса паники. Но изложил тему с бесстрастностью патологоанатома, препарирующего мертвую плоть.
Лента "Заражение" встала в строй громких эсхатологических блокбастеров, среди которых - два фильма-катастрофы Роланда Эммериха: "Послезавтра" 2004 года (триллер об ужасах глобального потепления) и "2012" двухлетней давности - о природных катаклизмах.
Все эти темы - фатальные вирусы, пугающие изменения климата, природные катастрофы - так часто становятся предметом не только серьезных размышлений, но и спекуляций, что их восприятие невольно притупляется. Подобными фильмами никого не удивишь. Да и расстановка сил в таких блокбастерах однообразна и предсказуема: вот невинные жертвы бедствий, вот сильный, устойчивый к стихиям герой, вот самоотверженные спасатели (врачи, ученые), а вот любители ловить рыбу в мутной воде.
В триллере Содерберга что ни актер, то звезда, как было и в трилогии "Друзья Оушена". Но если в талантливой трилогии у каждого актера была своя роль-бенефис, то в "Заражении" персонажи Пэлтроу, Дэймона и всех остальных выглядят так же неувлекательно, как персонажи средневековых хроник: вроде бы герой есть, поступки есть, а живых характеров - нет.
Умножение фобий
К рекламе фильма за рубежом (например, в Канаде) привлекли микробиологов, которые от души проиллюстрировали устрашающий посыл "Заражения" картинами из жизни своих постоянных "клиентов" - микробов. Впечатляют ли такие рекламные щиты зрителей? Наверное.
Два года назад документальный фильм "Плесень", показанный в России на Первом канале, вызвал бурные дискуссии. Зрителей лента впечатлила, хотя журналисты "Клуба телепрессы" накануне официальной церемонии ТЭФИ, отдали "Плесени" диплом в номинации "За агрессивную развлекательную антинаучность".
Но для того, чтобы развлечь публику, совсем не обязательно поставлять ей антинаучные факты. Иные научные вирусологические исследования сделаны кинематографичнее и оригинальнее, чем триллер знаменитого мастера - "Заражение".
"Вакцины от страха не существует", - гласит один из слоганов "Заражения". Это не совсем так. Такой вакциной обычно было здравомыслие, умение рассуждать логически в самый пик паники. И там, где миф предлагает эсхатологию, более современные искусства могут концентрироваться на умении человека достойно бороться с бедствиями, спасать не только себя самого, но и других. Правда, при этом герои не должны быть механистичными, какими в итоге они получилось у Содерберга.
У режиссера получилось скорее высказывание в стиле Всемирной организации здравоохранения: предостерегающий пресс-релиз о страшных заболеваниях с призывом чаще мыть руки.
Мэтт Дэймон уже не раз рассказывал, как его напугал своим фильмом Содерберг. С тех пор актер с маниакальной частотой моет руки. Зрителей Содерберг пугает обещанием в расцвете сил (ему 48 лет) покинуть кинематограф, с тем чтобы осваивать другие творческие области. Жаль, если он выполнит обещание. Обладатель каннской "Золотой пальмовой ветви" за фильм "Секс, ложь и видео" (1989), "Оскара" за "Трафик" (2000), Содерберг умеет снимать высококачественное кино, в котором есть размышления, а не только популярные страшилки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции