Процедура признания в России зарубежных дипломов, ученых степеней и званий будет упрощена. Соответствующий законопроект 7 октября рассматривает Госдума. О том, как изменения в законодательстве отразятся на привлечении в российские вузы зарубежных ученых, в интервью РИА Новости говорит заместитель проректора, начальник управления международной академической мобильности НИУ ВШЭ Борис Железов.
- Борис Валерьевич, новый законопроект должен способствовать академической мобильности. Какова сегодня процедура признания дипломов, ученых степеней и званий и кому приходится ее проходить?
- Наиболее остро проблема нострифицкации (признания зарубежных дипломов об образовании) стоит для обладателей степеней PhD, кого приглашают на работу в российские вузы. Они могут работать, читать лекции в вузе без прохождения процедуры признания степени, но не могут стать научными руководителями аспирантов. А это весьма существенно, особенно в свете реализации постановления правительства № 220 о создании в России лабораторий под руководством ведущих мировых ученых.
Складывается довольно странная ситуация, когда иностранные специалисты, приглашаемые в вуз при поддержке правительства, не могут реально создавать здесь научные школы, ведь научные школы базируются на аспирантурах - привлечении к исследовательскому процессу молодого поколения, руководстве диссертациями. Чтобы сегодня иностранцу стать научным руководителем, нужно получить официальный статус - нострифицировать степень PhD. А это связано с достаточно длительной и неприятной процедурой - для этого надо перевести диссертацию на русский и едва ли не второй раз ее защитить.
- А кто-нибудь соглашался все же на подобную процедуру?
- Успешный опыт ее прохождения есть у тех, кто знает русский язык, - у нас немало соотечественников, получивших степени PhD за рубежом, но не обладающих степенью кандидата наук. Они - их немного - сумели добиться признания степени и фактически стали кандидатами наук. Те же, кто не знает русского языка, не решаются это делать.
Что касается признания зарубежных дипломов других уровней, то процедуру их признания необходимо проходить, например, для продолжения учебы: допустим, если человек, окончивший бакалавриат за рубежом, захочет обучаться на магистерских программах в российских вузах. Процесс признания диплома менее мучительный, чем признание PhD - не требуется переводить дипломную работу на русский язык, - тем не менее достаточно непростой, он может занять несколько месяцев и часто становится препятствием для привлечения студентов на наши магистерские программы, например, в том случае, если продолжительность обучения в бакалавриате составляет три года.
- Авторы законопроекта говорят, что будет сформирован список из 200-300 ведущих вузов, дипломы, ученые степени и звания которых будут признаваться в России автоматически. Насколько это облегчит жизнь?
- Безусловно, станет намного проще. Есть основания полагать, что в этот список войдут те вузы, в которых получили образование и защитили степени ученые и преподаватели, составляющие сегодня костяк международных специалистов в российских вузах.
Вопрос еще в том, насколько затянется процедура формирования этого списка. К сожалению, в законопроекте она пока не прописана, и сами разработчики говорят о том, что это вопрос непростой. Вообще мы ждали этот законопроект уже долгое время - он опаздывает. Уже сейчас в России созданы лаборатории, где есть очень сильные иностранные руководители потенциальных диссертаций, они уже работают, но, к сожалению, у нас нет возможности официально утвердить их научными руководителями аспирантов. В этой связи пока списка нет, было бы целесообразным дополнить законопроект положениями, предоставляющими ведущим вузам России осуществлять признание иностранных дипломов "для внутренних нужд".
- Как вопрос нострификации дипломов, ученых степеней, званий решается за рубежом - есть ли там похожие проблемы?
- Во многих странах вообще нет практики выдачи дипломов государственного образца, как у нас, и вузы выдают собственные дипломы. Соответственно, вуз самостоятельно может принять на должность PhD того или иного сотрудника, эквивалентного по значимости и уровню квалификации, - нет формального требования, чтобы руководитель научной работы был обладателем ученой степени именно PhD. Не требуется даже предъявлять "корочки" при приеме на научно-педагогические должности - достаточно предъявить рекомендации коллег, список публикаций в реферируемых журналах.
Когда мы приглашали в Вышку руководителей лабораторий, созданных в рамках 220-го постановления, то попросили прислать их оригиналы дипломов PhD. Получилась даже курьезная ситуация: некоторые из иностранных коллег были очень удивлены, едва ли не обиделись, так как подумали, что им не доверяют...
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости