Продолжение. Начало смотрите в статье "Дети Азии: теория общественного воспитания".
Планирование и беременность
В традиционной Азии планирование семьи существует только в одном смысле: поженились - значит, пора рожать детей. Конечно, в городах приходит и новый смысл планирования - два-три ребёнка, не больше.
В Индии существует традиция, по которой день (ночь) зачатия планирует астролог. Например, по Ведам муж и жена должны соблюдать пост и не совершать греховных действий. В этом священном писании даже приведен рецепт зачатия мальчика или девочки, на выбор. Кстати говоря, во многих традициях считается, что нельзя иметь близость в полнолуние.
Сама беременность часто скрывается: не зря и у нас до сих пор не все говорят о своём положении до трёх месяцев, опасаясь сглаза. Делать это несложно, потому как традиционная одежда обычно имеет такой покрой, что беременность бывает незаметна до последних месяцев.
В тайской традиции беременные не должны заходить в храм, а в Тибете на больших сроках женщина практически не выходит из дома. В современном тибетском обществе ожидающую прибавления женщину можно узнать по повязанному на уровне живота платку. Индийские же женщины, кажется, беременны постоянно - понять, что девушка находится в положении, можно по положению ткани в сари: обычно "хвост" сари свободно свисает и выполняет роль пояса, а у беременной девушки он обмотан вокруг живота, как бы прикрывая его.
Разглашать пол ребёнка на УЗИ в Индии запрещено законом. Обусловлено это тем, что зачастую индийцы стараются избавиться от девочек, так как их сложно выдать замуж. Когда в семье рождаются одни девочки, родители считаются несчастливыми.
Роды
Современные приверженцы всего естественного и, соответственно, естественных родов всегда ссылаются на то, что, мол, в странах Азии до сих пор рожают дома. А на самом деле самый большой процент операций кесарева сечения - в Индии и Бразилии. Связано это с тем, что операция и само кесарево якобы показывает уровень достатка женщины. Несмотря на кажущуюся традиционность и, как следствие, обязательное наличие повитух, в реальности всё меньше и меньше женщин рожают на дому, и всё больше - в больницах, где соглашаются на кесарево сечение, ибо почти безболезненно, быстро и современно, да и врачи часто уговаривают, прикрываясь умными терминами. В Индии на кесарево по-настоящему уговаривают, так как врач получает за это деньги на руки.
Как оказалось, повитуху найти непросто - никто не берётся за домашние роды. В деревне роль повитух выполняют женщины, которые знают, как ребёнка подхватить и обмыть, но не представляют, как помочь, если что-то пойдёт не так.
В Тибете, если женщина рожает дома, то ей помогает мать. Мужчины же в родах не участвовали никогда (разве что если совсем некому было помочь), так что современная тенденция их присутствия при таинстве никак не может считаться традиционной.
В Таиланде до сих пор твёрдо верят в способность женщины рожать самостоятельно, и это при высоком уровне медицинского обслуживания. Врачи вмешиваются в процесс только при необходимости. В то же время в Индии даже за хорошие деньги, даже при заключённом заранее контракте, даже в хорошей клинике к женщине (кстати, по традиции!) относятся (совсем грубо говоря) как к мясу и действуют в соответствии с индийским менталитетом: "пока гром не грянет", то есть пока врача кто-то не заставит, он не перестанет пить свой чай и не придёт на помощь.
Ручные дети
Азиатские дети растут на руках. В прямом смысле. Таиланд, Индия, Тибет, Монголия - дети переходят из рук в руки, от родителей к бабушкам и дедушкам, от них к тётям и дядям, братьям и сёстрам, друзьям и детям друзей. Фраза, произносимая нашими бабушками с ужасом в голосе: "Осторожно, приучишь к рукам!", азиатам точно неизвестна. Хотя для жителей городов всё более очевидно, что возить свое чадо в коляске удобнее и проще, чем носить на себе, но это только в том случае, если речь идет о годовалом ребёнке, а не о двухмесячном…
Способы ношения детей на себе во всех странах примерно одинаковы - на руках. Индийские, тайские, китайские папы очень горды собой, когда несут на руках своих крохотных спящих детишек. Кстати, бабушки тоже активно подключены к процессу ношения. Наблюдая группу родственников со стороны - несколько молодых и пожилых взрослых, детей и малышей, - практически невозможно угадать, кто чей ребёнок, потому что малыши кочуют по рукам всех вокруг, иногда даже проходящих мимо знакомых.
Мамы и бабушки часто носят детей в специальных приспособлениях - обычных платках, где ребёнок и лежит, и сидит, и ест, и спит. Только европейцы возвели эти приспособления в дорогостоящее удовольствие - по 200-300 долларов за кусок ткани. Азиаты же приматывают детей тем, что под руку попадётся.
Тибетцы используют намотки типа рюкзака - когда малыш оказывается сзади. Иногда малышей заматывают в одеяла и буквально привязывают к спине, причем так, что самостоятельно снять ребёнка не получится. В Тибете детишек часто носят в собственной одежде - в похожей на плотный халат традиционной чупе: ребенок сажается в один из "карманов" ткани на груди. Подросшие детки обычно сами становятся рюкзаками и цепляются руками за шею, а родителю только и остается, что поддерживать его за ноги.
У тайцев есть традиционно расшитые рюкзачки для детишек, чем-то похожие на одежду инков - очень яркие и красочные. При отсутствии специальных приспособлений ребёнок элементарно сажается в обычный мамин платок, завязанный на спине. И, конечно же, современные азиатские мамы вовсю пользуются обычными дешёвыми китайскими кенгурушками.
Азиатские дети развиваются медленнее наших, современных. Ещё бы - они переходят с рук на руки, их тормошат и зацеловывают, не давая ничего сделать самостоятельно. Удивительно, как среди этого внимания им удаётся научиться хотя бы ходить!
Есть, правда, и другие случаи, как, например, у монгольских кочевников, когда ребёнок почти всё время проводит один дома, пока родители работают. Если первые месяцы своей жизни его просто пеленают и оставляют лежать на кровати, то позже его к этой кровати привязывают, чтобы не попал ни в какую беду (аналог сажания в яму). И малыш предоставлен сам себе - учится ползать, вставать, развязывать верёвку…
О быте азиатских младенцев и их моде можно будет узнать в третьей части.
Елена Кунсэль