Директор по маркетингу Amsterdam Museum Бьёрн Стенверс (Björn Stenvers), рассказал в интервью РИА Новости, о том, что грядущее сокращение государственного бюджета на поддержку музеев еще не конец света, и, если хорошо подумать, то музей сможет неплохо заработать на свадьбах, студенческих вечеринках, съемках кинофильма, торговле фарфором, строительстве метро и даже туалетах. Беседовала Мария Ганиянц.
- Правительство Голландии не так давно объявило, что с 2013 года урежет бюджетные субсидии на искусство и культуру на 200-700 миллионов евро. То есть через два года музеи должны на 17,5% увеличить свои доходы из внешних источников. Что происходит?
- Политику правительства можно свести к таким основным тезисам: мы не можем музеям больше давать столько денег, сколько давали раньше, потому что они должны сами зарабатывать определенный процент (правда, сколько именно пока под вопросом), с другой стороны, если музей окажется неспособным зарабатывать, то его вообще могут лишить госсубсидий.
- И что же делать?
- Понять, каким именно образом музей может заработать. Среднестатистический европейский музей - это, прежде всего, коллекция и здания, которые надо сохранять и поддерживать в надлежащем состоянии. Заработать на этом нереально, наоборот - эта часть становится самой затратной и оттягивает на себя основной бюджет музея. Голландское правительство прекрасно понимает, что если затянуть с реставрацией, то в дальнейшем это обойдется много дороже. А вот британцы, если у владельцев замка нет средств, просто вешают замок на дверь и здание медленно ветшает, пока какой-нибудь отель или русский олигарх не выкупит его и не приведет в порядок. Но есть у музеев еще одна часть, то, ради чего люди приходят в музей: выставки, события, кафе, магазины. И в будущем именно эта часть может привести к самоокупаемости.
- Сколько денег дает государство Amsterdam Museum?
- Бюджет музея 9-11 миллионов евро в год, государство дает 80%. А когда я пришел в 2008 году в Amsterdam Museum это был на сто процентов государственный музей, который ничего не зарабатывал, служащие получали государственную зарплату. В 2009 году мы основали фонд, который стал управлять музейной коллекцией, хотя, конечно, субсидии остались, но музей уже мог определять свою собственную политику, чтобы не зависеть от сокращений госбюджета. Надо сказать, что правительство Амстердама поддерживает наш музей (а у нас целый музейный комплекс) в том числе и для того, чтобы создать прецедент, образец, по которому могли бы развиваться другие музеи.
- Что представляет собой сегодня музей?
- Основное здание, Amsterdam Museum, расположено в центре города и представляет собой четырехугольный комплекс зданий с огромным проходным двором посредине. У нас есть еще одна особенность - Amsterdam Museum хранит одну из самых значительных в Голландии коллекцию картин (которая принадлежит городу Амстердаму), но и дома на каналах, и городские скульптуры. Музейное собрание формировалось с 17 века: когда тот или иной торговец банкротился, то его коллекция произведений искусства отходила городу. Кроме того, наши топовые работы хранятся и в других музеях, например, "Ночной дозор" Рембрандта был одолжен Рейксмузеум.
- Наверное, за всем этим хозяйством и уследить-то нелегко, не то, что на нем заработать?
- Заработать можно, и, прежде всего, на выставках, которые "продаются". Но ведь мы еще и музей, который хранит государственную коллекцию, поэтому обязаны соблюдать баланс и делать много образовательных и социальных проектов. Заработать можно на других источниках. Например, используя телевидение. Дело в том, что в мире немало кино и телекомпаний, которые хотят снимать фильмы и сериалы в наших интерьерах, мы не против, пожалуйста, только пусть платят. У меня в музее есть специальные люди, которые отвечают за эту часть. Кроме того, я сделал ставку на он-лайн работу музея. В 2009 году мы стали первым в Голландии музеем, который полностью оцифровал коллекцию. Теперь мы развиваем он-лайн торговлю, например, через сайт можно заказать постеры, майки, и любые сувениры с символикой музея. Мы также продаем знаменитый "голубой" голландский фарфор, точные реплики прекрасной посуды, сделанной в 16 веке, заключив договор с единственной фабрикой, которая еще со средних веков производит эту посуду. Его не отличить от исторического, только сзади штамп Amsterdam Museum. Кстати, отлично продается.
- Многие музеи зарабатывают на том, что сдают свои помещения в аренду для различных мероприятий, под свадьбы, вечеринки, конференции.
- Мы не исключение. В 2008 году было порядка 60 событий в год, в которых участвовала пара тысяч людей, сейчас около двух тысяч мероприятий с участием 40 тысяч людей. Этим занимается специальный event отдел, который может, если необходимо, организовать мероприятие любого масштаба и сложности. Если мероприятие подразумевает присутствие огромного числа людей, то мы проводим их в недействующих церквях - Old Chirch и South Chirch. Там огромные помещения, которые могут вместить тысячи человек.
- А что с посещаемостью? Сколько человек в год приходят в ваш музей?
- Когда я пришел в Amsterdam Museum, его посещали 170 тысяч человек в год, теперь их 220 тысяч и вскоре будет 300 тысяч. Мы сейчас находимся на шестой позиции по посещаемости: на первом месте музей Ван Гога (там 1,5 миллионов посетителей в год). В управлении фонда Amsterdam Museum входят также ряд маленьких домов на каналах, несколько церквей. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время все эти маленькие дома-музеи будут посещать не менее 600 тысяч человек.
- Я слышала, что вы умудрились заработать даже на туалетах?
- Аналитики фонда тщательно изучили ситуацию с музеями в Амстердаме и поняли, что большинство музеев находятся вдоль каналов и недалеко от музейной площади, как раз в самом центре города, куда запрещено подъезжать туристическим автобусам. И еще одна деликатная вещь: нельзя очищать автобусные туалеты в черте города, только за его пределами. Иными словами, есть две серьезные проблемы - паркинг и туалеты. Мы тут же заключили договор с музеями в пригороде, как бы усыновили их: это Архитектурный, Музей образования, Музей кораблей и др. Но делали это не из чистого альтруизма: у нас была коммерческая задача. Museum Amsterdam-Noord - маленькое здание, но оно построено на месте где сохранилась прекрасная инфраструктура канализации: мы сделали парковку и стали отправлять автобусы к этому музею. Мы его также добавили в туристические карты велосипедных маршрутов - и это тоже сработало. До этих изменений в музее было около одной тысячи посетителей в год, сейчас уже 10 тысяч. Следующим шагом стало открытие собственного туристического информационного центра.
- А что в Амстердаме с этим проблема?
- Есть всего два информационных туристических офиса, но они не в центре города, а мы-то как раз в самом центре Амстердама. Теперь у нас есть information-офис, офис по продаже билетов, в том числе и на лодочные туры по каналам и по нашим музеям, и прочие вещи, которые нужны туристам. Затем мы переговорили с туроператорами и убедили их включить включать Amsterdam Museum как стартовую точку в туристические маршруты, так как у нас есть туристический офис, информационный пункт, даже подземный проход к банку.
- Похоже, сегодня у вас совсем другой музей, по сравнению с тем, что было три года назад.
- Мы освежили имидж, который был изрядно скучным, чтоб не сказать тоскливым и старомодным: сменили название, логотипы, подход к организации выставок, набрали на работу молодежь. Но это только начало, главное еще впереди. Мы заказали дорогущее исследование, которое показало, что мимо музея по Kalverstraat ежегодно проходят 33 миллиона человек, так как это главная торговая улица города, на которой расположены бутики, большие магазины и пр. Но главный вход музея находится с противоположной стороны комплекса, все проезжают мимо в трамваях, даже не подозревая о том, что едут мимо музея. Кроме того, ежегодно через Музейный комплекс проходит ежегодно порядка 1 миллиона человек, к нам же пока заходит 220 тысяч.
- Да потенциал чувствуется, как будете заманивать?
- Откроем главный вход со стороны торговой улицы Kalverstraat, а со стороны Nieuwezijds Voorburgwal мы сделали то, что позволит этому миллиону в трамваях заинтересоваться музеем, - открыли гигантские витрины, в которых разместили некоторые экспонаты и афиши. Кроме того, мы перенесли билетный офис и магазин в более удобные места. Но это еще не все: у нас тут рядом, со стороны Kalverstraat намечается открытие станции метро, а надо сказать, что метро в Амстердаме не как в Москве. Мы предложили городу дизайн станции, шикарный, непохожий на привычные городские станции метро. Называться станция, конечно, будет Museum. В метро ездит ежегодно уже 39 миллионов людей, есть надежда, что процент от всех этих людей заглянет и к нам.