По данным мониторинга качества приема в вузы-2011, проведенного НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, средний балл абитуриентов в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГУТУ ГА) вырос по сравнению с 2010 годом на 20% - с 56,7 до 71,4. О причинах роста и о ситуации с подготовкой кадров для авиации в интервью РИА Новости рассказал ректор МГТУ ГА Борис Елисеев
- Борис Петрович, при обсуждении итогов мониторинга отмечалось, что в большинство вузов, где готовят технических специалистов, от которых зависит жизнь людей, в том числе инженеров транспорта, поступают не самые лучшие абитуриенты. Как привлечь более подготовленных?
- Давайте сформируем все элементы системы непрерывной профессиональной подготовки. Человек должен учиться на протяжении всей жизни, а не получать образование один раз на всю жизнь. Составляющих этой системы достаточно: ясные правила аккредитации вузов, объективная проверка знаний студентов на каждом этапе обучения. Я, кстати, согласен, что какие-то элементы ЕГЭ можно и в вузах внедрять для промежуточной оценки уровня знаний бакалавров. Прикладной бакалавриат нужно целенаправленно развивать.
А начинать надо с подготовки в школе. Мне нравится, как выстроена система обучения и профориентации в Германии: по результатам тестирований часть детей переходит в более сильные школы, кто-то идет обучаться рабочим профессиям, а кто-то по окончанию 12 класса в университеты. А у нас сейчас фактически всеобщее высшее образование, то есть значительная часть выпускников школ все равно попадет в вуз и с низкими баллами. Может быть, им лучше овладеть хорошей рабочей профессией?
Я согласен, что нужно сокращать количество вузов, объединять вузы, закрывать набор на непрофильные направления. Это касается не только экономистов и юристов. Например, в сельскохозяйственном вузе готовят дорожных строителей – зачем? А вузам-лидерам – наоборот, надо создавать условия для развития: давать средства для закупки современного учебного и тренажерного оборудования, стимулировать ведущие научные школы. При этом вузы должны быть самостоятельны. Сейчас, как правило, вопрос, что именно необходимо вузу, решают чиновники.
Все эти вопросы должны решаться с учетом потребностей экономики в специалистах, необходим четкий ежегодный госзаказ, основанный на долгосрочном прогнозировании, и это прерогатива государства, конкретно – Минобрнауки. Понятно, сам министр фигура политическая. Но среди его заместителей нет ни одного человека, который ранее работал ректором вуза.
- Чем объяснить столь значительный рост качества абитуриентов в вашем университете?
- Это результат целенаправленной работы обновленного ректората. Ректором я стал 4 года назад, до этого работал заместителем гендиректора ОАО «Аэрофлот» и прекрасно понимаю, какие кадры нужны в отрасли.
Мы стали не только перестраивать учебный процесс, но и активно вести профориентационную работу. Заключили договоры со школами, расположенными рядом с объектами московского авиаузла, интегрируем наших преподавателей в учебный процесс в средних учебных заведениях, проводим экскурсии для детей в нашем учебном авиационном центре. Комиссии занимаются набором лучших ребят в разных регионах.
- Как обстоят дела в целом с подготовкой кадров для гражданской авиации?
- Я оцениваю ситуацию как стабильную. Наш университет готовит инженерно-технические кадры и по всему спектру инженерных специальностей для гражданской авиации, за исключением летчиков. Ульяновский институт готовит пилотов, Санкт-петербургский госуниверситет гражданской авиации – в основном, специалистов по управлению воздушным движением. Дипломы авиационных вузов, как и дипломы МАИ, признаются Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Подготовка авиационного инженера, специалиста, обеспечивающего эксплуатацию воздушного судна, является фундаментальной. Знания, полученные нашими выпускниками фундаментальные, позволяют легко осваивать любой тип воздушного судна. Спрос на квалифицированных инженеров и специалистов, занимающихся эксплуатацией в гражданской авиации, огромный, а вот на конструкторов и авиастроителей для авиапрома – меньше.
- С какой мотивацией к вам поступают?
- Уровень очень высокий, в основном к нам идут дети работников гражданской авиации. Вообще, я считаю, что спрос на любую профессию зависит от того, насколько востребованы кадры. У нас заключены договоры с авиакомпаниями, аэропортами, еще во время учебы есть возможность пройти практику, и работа выпускникам гарантирована. Независимо от того, какие самолеты буду закупать наши авиакомпании – отечественные или зарубежные, всегда нужны инженеры и техники, которые готовят их к полету. Романтика полетов рождается в ангаре и на летном поле.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости