НОВОСИБИРСК, 27 сен – РИА Новости, Дмитрий Виноградов
Сибирский федеральный округ – один из самых неблагополучных регионов России по уровню распространения наркомании. Одной из причин этого эксперты называют слабо охраняемую и протяженную границу с Казахстаном – именно через нее в Россию идут афганский героин и гашиш Чуйской долины.
О жестком противостоянии наркотрафику, хитростях наркодельцов и курьеров и обрушившемся на Сибирь наркоударе корреспонденту РИА Новости рассказал полковник полиции Виктор Дасько – замначальника Управления по Сибирскому федеральному округу аппарата государственного антинаркотического комитета, начальника Центра анализа северо-восточного наркотрафика.
- Виктор Николаевич, что, с вашей профессиональной точки зрения, изменилось на границе с Казахстаном после того, как заработал Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси?
- 1 июля этого года члены союза отменили таможенный контроль на внутренних границах. Теперь у России нет таможенной границы с Казахстаном, а таможенники границу покинули. На границе у них была досмотровая аппаратура, в том числе приобретенная за серьезные деньги. Теперь ее передают на Дальний Восток. Например, была рамка немецкого производства – огромная, стоит 2 млн. евро. Машина просвечивается, сразу видно все полости. Наркоторговцы, конечно, боялись ее. Пытались провозить наркотики в обход, по проселочным дорогам. Теперь контрабандисты прекрасно осведомлены, что граница, по сути, ослаблена.
- Один человек – это на сто процентов исключено. Как правило, это преступное сообщество. Есть руководитель, который распределяет роли. Был случай: задерживаем организатора серьезной группы, доводим до суда. "Клиент" уходит в места не столь отдаленные – и оттуда по телефону начинает руководить организацией очередной поставки!
Один из "заместителей руководителя", может быть, с двумя-тремя помощниками, отвечает за организацию тайников. Один раз мы задержали КАМАЗ с большим "весом" - оказалось, что у преступной группы была своя станция техобслуживания грузовых машин. Они неделю прятали груз – упаковывали и заваривали полости. Вторая подгруппа отвечает за сбор или покупку наркоты. Организатор поставил им задачу - собрать 100 кг гашиша.
Они ездят по деревням – связи наработаны – и собирают маленькие объемчики в большие. Еще одна группа осуществляет транспортировку. Если большой груз – впереди может идти сопровождение. Все имеют по две-три симки, телефоны меняют. Организация, особенно по большим партиям, на высоком уровне…
Один раз поймали киргиза – оказался бывшим замначальника уголовного розыска в управлении одной из областей Киргизии. Естественно, он знает все каноны оперативной работы. Лет 10 назад было отправлено на пенсию немало еще энергичных сотрудников, которые имели большой опыт работы. Деньги здесь очень большие, и кто-то для себя принял решение гнаться за большими деньгами, рискуя и свободой, и совестью.
- Сколько может заработать водитель такого грузовика за один рейс?
- Я лично с одним беседовал – ему пообещали 2 тысячи долларов, чтобы затащить наркотики из Казахстана сюда. Но часто перевозчик, который за рулем автомобиля, даже не знает, что он везет. Водителя нанимают, чтобы перевезти арбузы. Делается это, чтобы человек вел себя адекватно на границе, спокойно показывал груз – потому что у пограничников глаз наметан. Плюс можно сэкономить на "гонораре" водителя.
- Про то, что наркотики прячут во фруктах, слышали все. А какие встречаются экзотические способы их сокрытия?
- Глотатели, так называемые "верблюды", которые прячут наркотик в собственном желудке – до сих пор есть. Бывает, до сорока капсул заглатывают. Как правило, героин. Не редки смертельные случаи: если одна из капсул лопнула – все, передоз сразу. Когда железной дорогой везут, то прячут во всем – и в тетрапаках, и в лаке для волос.
Один раз делали досмотр, обратили внимание, что тяжеловаты баллоны [лака для волос]. Оказывается, наркотик, но запечатано все хорошо. Когда везут автотранспортом, то запасные колеса забивают, полости машины, дверцы. Был случай – в передний бампер. Он заполнен, и стальным листочком заварен, а спереди не видно. Объем приличный. "Умельцы" придумывают самые разные способы. Лежит луковица – оказывается, внутри полая, героин.
- Как контрабандисты осуществляют сбыт? Вот они привезли такую огромную партию – у них есть устойчивые оптовые покупатели?
- Львиная доля наркотиков сбывается одной известной этнической группировкой, чье название я не буду говорить, чтобы не быть обвиненным в разжигании национальной розни. Не так давно в Новосибирске на 15 лет посадили наркобарона Владимира Хмелева. Приходит партия наркотиков – наркодельцы имеют дело с Хмелевым. Поставщики сдают ему 20 кг героина, забирают деньги и отчаливают дальше продумывать поставку. Они сами не употребляют, но бывает, что специально держат при себе наркомана-дегустатора, который пробует поступивший товар и говорит, какого он качества.
Попадаются, конечно, торговцы и славянских национальностей – как правило, те, кто сами на наркотиках сидят. Особенно если не на героине, а на каннабисе – такой человек еще достаточно адекватен, чтобы заниматься этим "бизнесом".
- Сибирский федеральный округ граничит не только с Казахстаном, но и с Китаем. Что везут оттуда?
- В основном препараты для похудения, которые содержат запрещенные элементы, такие как сибутрамин. Это лекарственный препарат, который при каких-то степенях ожирения даже выписывает врач. Его покупают не чтобы кайф получить, а чтобы похудеть (он усиливает чувство насыщения), но он очень вреден для здоровья.
- Последнее время много говорят о "солях для ванн". Их тоже везут из Китая?
- Им могут разные названия давать, маскируют под бытовую химию – соли, травы, курительные смеси. Основа – так называемый JWH, синтетические каннабиоиды. Само вещество производится в Китае. Их поставками занимается в основном молодежь – нельзя сказать, что это какие-то серьезные группы. Как правило, все сделки заключаются через интернет, а сюда попадают через пересылку DHL и другими почтовыми системами. Кстати, в последнее время JWH нас буквально захлестнул – каждый день по нескольку изъятий.
- В самом Китае производство этих веществ преследуются?
- В целом, преследуется достаточно жестко, но в то же время сибутрамин долгое время не был запрещен. Часто бывает, что приехал китаец, продал наркотик и уехал. Мы возбуждаем уголовное дело, по линии Интерпола пытаемся этого человека запрашивать. Но у китайцев к преступлению, совершенному на нашей территории, отношение гораздо более мягкое, чем у себя.
- А из Европы что поступает? Допустим, кокаин сюда доходит?
- Кокаин доходит. Но с ним, как правило, связаны лица, которые обладают достаточными средствами. Непростая публика. Элита. Кокаин – это дорого. Его везут, как правило, под заказ. Максимальные партии, которые мы изымали – 200 граммов в Иркутске.
Экстази, вся синтетика – ее в основном из Европы тянут. Это молодежный наркотик – распространяют в ночных клубах и так далее. Везут в крупные города – Красноярск, Новосибирск, Омск, Кемерово.
- Каким способом вы находите наркотик? С помощью собак?
- В основе работы – оперативная информация, поступающая от источников. Наркокурьер должен где-то сбывать наркотик, естественно, он "светится". Попал в поле зрения – дальше все его передвижения отслеживаются, пытаемся от мелкого дилера выйти на крупного. И с собачками, конечно, тоже ходят на досмотре. Или, к примеру, идет фура с сельхозпродукцией. Допустим, виноград. И во время досмотра мы видим, что он весь течет, весь сгнил. А они его тянут сюда. Ну ведь не для того, чтобы привезти и на свалку выкинуть? Зачем им такие траты? Явно они их чем-то должны покрыть. Но мы на границе не задерживаем – передаем информацию на место назначения, чтобы можно было и сбытчиков отследить.
- Насколько часты случаи попыток подкупа сотрудников ФСКН? Со стороны задержанного курьера, допустим.
- Статистику такую собрать сложно. Если найдется сотрудник, нечистый на руку, он не будет, понятное дело, говорить об этом. Но факты бывают.