Самую оживленную реакцию критиков на Венецианском фестивале вызвали "Альпы" (Alpis) греческого режиссера Йоргоса Лантимоса (Yorgos Lanthimos), чей "Клык" (Dogtooth) — история о семье, воспитывающей детей в изоляции от внешнего мира, - победил в 2009 году в каннском "Особом взгляде" и номинировался на "Оскар". "Альпы" - тоже фильм про психологический эксперимент: так называется полугруппа-полусекта, за деньги замещающая людям умерших близких. В интервью РИА Новости Лантимос рассказал о том, почему в подобном сюжете он не видит ничего странного и зачем мучает актеров на съемках, а сыгравшие главные роли Ариана Лабед (Ariane Labed) и Аггелики Папулия (Aggeliki Papoulia) признались, что получили от своих страданий удовольствие. Беседовала Ольга Гринкруг.
- Откуда взялась идея "Альпов"?
- Йоргос Лантимос: Мы с Эфтимисом Филиппу, который написал сценарий для "Клыка", обсуждали, чем бы заняться дальше, и вдруг подумали: а что бы произошло, если бы люди стали получать известия с того света? Не послания от привидений, а обыкновенные письма, позволяющие сохранить связь с ушедшими? Идея показалась нам интересной, но не слишком подходящей для фильма. И тут я сочинил героиню, которая пытается воспользоваться ситуацией, потому что стремится войти в чужую жизнь. Ясно было, что это должна быть медсестра в больнице — просто по роду работы ей легко находить людей, только что переживших потерю. Нам стало интересно - и мы начали писать сценарий. Ведь ситуация очень жизненная, люди вообще постоянно ищут замены. В фильме это показано буквально и наглядно: там герои притворяются умершими людьми, надевая их одежду и перенимая их привычки, но в принципе мы все действуем сходным образом: теряя друга, ищем другого, расставаясь с одной женщиной, заводим другую, и так далее.
- Ариана, Аггелики, как режиссер объяснял вам мотивы ваших персонажей?
- Аггелики Папулия: У Йоргоса совершенно особая манера работы. Он не очень много разговаривает на площадке, старается не обсуждать роли, мотивы, концепцию фильма. Он подспудно, не злоупотребляя словами, ведет тебя к нужному результату. Вдобавок, мы уже давно знакомы и понимаем, что ему не нравится, когда актеры специально стараются что-то изобразить или прочувствовать. Мы стараемся действовать по обстоятельствам и быть внимательными, а Йоргос непрерывно смешивает нам все карты, так, чтобы мы никогда не знали, что произойдет дальше, и вообще всячески доводит.
- Зачем это нужно?
- Йоргос Лантимос: Актеров нужно сбивать с толку. Я работаю одновременно с профессиональными и непрофессиональными актерами, они никогда не знают, чего ждать друг от друга, и в силу этого больше концентрируются и точнее реагируют. Ровно по той же причине я стараюсь давать им как можно меньше информации, не обсуждаю сценарий и не отвечаю на вопросы. Им и самим гораздо интереснее взаимодействовать, а не просто следовать заранее прописанным инструкциям. Главное — подобрать нужных людей, на это уходит больше всего времени. В сценарии мы обычно не описываем персонажей — ни внешность, ни возраст, - а просто ищем подходящих исполнителей, подчиняясь прежде всего инстинкту, и потом смотрим, какие отношения складываются у людей между собой, какое напряжение между ними создается. В итоге выходит гораздо естественнее и ближе к реальности. Я стараюсь ввести в фильм реальные обстоятельства, не стремясь при этом к реализму. К примеру, героиня Аггелики, изображая покойную спортсменку, окунается в холодное море.
- Аггелики Папулия: Море действительно было очень холодное!
- Йоргос Лантимос: В тот день внезапно вышло солнце, и я переживал — вдруг зрителям покажется, что вода недостаточно холодная? А ей все же надо было мучиться, чтобы соблюсти правдоподобие. Конечно, Аггелики могла бы просто притвориться, что ей холодно, но тогда атмосфера бы нарушилась.
- Получается, что на площадке у вас не менее тоталитарный режим, чем в группе "Альпы", где все подчиняется воле руководителя?
- Ариана Лабед: В общем, да. Задачи бывают трудновыполнимые — и этически, и физически. Моя героиня, например, гимнастка, а я этим никогда не занималась, так что два месяца жизни без остатка ушло на непрерывные тренировки.
- Йоргос Лантимос: Полагаю, человеку в принципе свойственно стремиться к тоталитаризму, хотя не факт, что такова суть его натуры.
- Зрителей вы тоже путаете намеренно? После показа выходившие из зала люди жаловались, что ничего не поняли.
- Йоргос Лантимос: Даже мы с автором сценария, полагаю, по-разному объясняем себе, зачем мы все это снимаем и отчего между персонажами сложились именно такие отношения. И это абсолютно органично. Мы снимаем, чтобы люди задавали вопросы. Это нечто вроде психотерапии. Вдобавок, мне нравится неопределенность — получается гораздо ближе к жизни, естественнее.
- Ариана Лабед: Люди, кстати, на эти фильмы ходят, "Клык" пользовался достаточно большим успехом, хотя у нас, как и везде, смотрят в основном американские фильмы. Греческое кино вообще в сложной ситуации: денег нет в принципе, проекты не запускаются, актеры выживают с трудом, поскольку сниматься им негде. Сериалы — не выход, они у нас такие ужасные, что зарабатывать на них не имеет смысла. Кроме того, сниматься в кино нас не учат — в Греции не существует киношколы.
- Йоргос Лантимос: Молодые режиссеры осознали, что помощи ждать неоткуда. Раньше денег было ничтожно мало, теперь их вообще нет, но они жаждут делать фильмы во что бы то ни стало. Помогают друзья и единомышленники, которые бесплатно играют, бесплатно пускают снимать у себя дома и так далее. Мы выручаем друг друга, и благодаря этому греческие фильмы продолжают выходить.