Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Роскосмос решил навести порядок в отрасли

© РИА Новости / Сергей Казак / Перейти в фотобанкРоссийский космос страдает уже не от безденежья, а от неорганизованности и людских ошибок, чему подтверждением - последние громкие неудачи
Российский космос страдает уже не от безденежья, а от неорганизованности и людских ошибок, чему подтверждением - последние громкие неудачи
Читать ria.ru в
Российский космос страдает уже не от безденежья, а от неорганизованности и людских ошибок, чему подтверждением - последние громкие неудачи. Руководство Роскосмоса всерьез намерено взяться за дисциплину в отрасли.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Российский космос страдает уже не от безденежья, а от неорганизованности и людских ошибок, чему подтверждением - последние громкие неудачи. Руководство Роскосмоса всерьез намерено взяться за дисциплину в отрасли.

На днях был остро поднят вопрос о возможности перевода Международной космической станции (МКС) в беспилотный режим в связи с отсрочками запусков российских "Союзов" после недавней аварии корабля "Прогресс". Опасения в связи с тем, что станция может быть на время покинута людьми, высказал директор программы МКС от НАСА Майкл Саффредини. Как сообщил РИА Новости начальник пресс-службы Роскосмоса Алексей Кузнецов, угрозы перевода станции в беспилотный режим нет. "У нас есть основания говорить о том, что станция не останется без экипажа", - сказал обозревателю РИА Новости Алексей Кузнецов.

Таким образом, непосредственного риска для продолжения пилотируемого полета МКС, как считают в Роскосмосе, не существует. Само же космическое ведомство намерено предпринять целый комплекс мер для наведения порядка в космической сфере.

Кадры космической катастрофы

Если в 1990-е годы основную сложность для российского космического хозяйства составляло отсутствие финансирования, то теперь, как сообщил на пресс-конференции в РИА Новости статс-секретарь - заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов, наиболее остро стоит вопрос не с деньгами, а с кадрами.

В цепочке передачи компетенций специалистов образовался заметный разрыв. Российский космос долгое время был лишен заметного притока молодежи (ее стало существенно больше только 2-3 года назад), и отраслевые зубры не получили возможности аккуратно и вдумчиво подготовить себе новую смену под расширившиеся задачи, сопровождающиеся обильным денежным потоком.

Результаты этого досадного, но крайне медленно устранимого стратегического провала мы можем наблюдать последние два года. Практически все катастрофы этого времени имеют в основе так называемый "человеческий фактор": ошибки персонала, что-то не так сделавшего при наладке сложной техники.

Назревают опасные "ножницы": набор проектов Роскосмоса неуклонно ширится, а кадровый потенциал отрасли, весьма скудный и по меркам объемов работ начала 2000-х годов, не поспевает за ответственными поручениями и растущими бюджетами.

Но подготовка кадров - дело долгое, а что можно сделать уже сейчас? Раз проблемы носят организационный характер, то купировать опасную тенденцию Роскосмос намерен организационными же мерами.

Будут вынесены жесткие кадровые решения по состоявшимся инцидентам, когда будут установлены виновные в принятии неверных эксплуатационных решений для исправной техники, - сообщил Виталий Давыдов. "Эти люди работать у нас не будут", - отметил он.

Космос - это учет и контроль

Куда более интересно вот что: Роскосмос, по словам статс-секретаря ведомства, намерен всерьез централизовать контроль за качеством работ в отрасли. Будут назначены головные контрольные организации по проверкам полетных заданий и отработке аппаратуры.

Большая часть такой работы будет сосредоточена в королевском ЦНИИ машиностроения, который традиционно является головным предприятием по системному проектированию ракетно-космической техники. Туда, как сообщил Виталий Давыдов, в рамках объединения проверочных процедур планируется вынести максимально возможный набор контрольно-измерительных стендов, распределенных ныне по разработчикам узлов.

Кроме того, централизовать планируется и контроль качества пусковых работ. "Работы, связанные с запуском ракет-носителей, должны быть сконцентрированы в одном предприятии - Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры. Теперь за каждый запуск полностью будет отвечать это предприятие", - сообщил статс-секретарь Роскосмоса.

Росстрахкосмос

Российское космическое ведомство в очередной раз пытается решить вопрос со страхованием государственных аппаратов, запускаемых в космос. Это необходимо для того, чтобы компенсировать убытки, которые причиняются отраслевому хозяйству из-за досадных случайностей наподобие последних аварий.

Ранее представители Роскосмоса уже предлагали правительству варианты программ страхования космических запусков, однако не встретили понимания у министров финансово-экономического блока. Однако, как сообщил Давыдов, во вторник на заседании бюджетной комиссии правительства глава агентства Владимир Поповкин вновь поставил этот вопрос и добился от министерства экономического развития и министерства финансов положительной реакции.

Переложить же тяжесть возмещения убытков на плечи предприятий-соисполнителей, по чьей вине и падают дорогостоящие аппараты, невозможно. "Нам очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а неприятности, которые они причинили, обходятся в несколько миллиардов. Это будет означать, что эти предприятия просто перестанут существовать", - посетовал Давыдов, однако заметил, что частично проблему удастся разрешить в ходе формирования интегрированных отраслевых холдингов - с возложением на их головные компании всей полноты финансовой ответственности за ошибки, допущенные "дочками".

Возвращение к гособоронзаказу

Есть и еще одна инициатива, которая пока находится в стадии обсуждения, но выглядит не менее перспективно. Как сообщил Виталий Давыдов, рассматривается предложение о включении Федеральной космической программы и программы "ГЛОНАСС" в состав государственного оборонного заказа.

В принципе, это возвращение к истокам. Советский космос был неразрывно связан с советской "оборонкой" и жил по тем же законам, в частности - по тем же правилам контроля и приемки изделий. "Когда есть формальные моменты, связанные с финансированием и с отчетом об изготовлении той или иной продукции, выполнение плановых сроков - это будет в большей степени нас дисциплинировать", - заключил Давыдов.

Отрасль эти порядки знает и помнит. Возвращение к единой процедуре контроля за исполнением государственного заказа как для оборонных, так и для гражданских космических нужд на этом фоне выглядит достаточно логичным.

О формировании же каких-то новых начальственных суперструктур, которые будут распределять объединенный госзаказ силовых структур и Роскосмоса, насколько можно судить, речи пока не идет. Как отметил Виталий Давыдов, координацию космических программ предлагается выносить на более высокий уровень иерархии - в Военно-промышленную комиссию правительства.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала