ПРОЛИВ ШОКАЛЬСКОГО (Борт атомного ледокола "Ямал"), 9 авг - РИА Новости, Валерий Ярмоленко. Есть в севере манящая, непонятная южанину прелесть: чем дальше в Арктику, тем чище становится воздух, в нем нет пыли, а морская вода начинает играть совершенно неестественными, казалось бы, красками. Для человека, который впервые попал в эти широты – такую возможность дает участие в арктической экспедиции на атомном ледоколе "Ямал", - это значит впервые по-настоящему понять, какой он, настоящий север.
Прожив всю сознательную жизнь в городе, хочется дышать и дышать воздухом, который, наверное, остался настоящим, чистым только здесь. Вода Карского моря, особенно в северной его части, серо-голубая, и если долго смотреть на нее с палубы корабля, можно заметить, как она вдруг в какой-то момент начинает играть на поверхности бирюзовыми оттенками.
И в этом уже видится какая-то магическая закономерность – название камня бирюзы переводится с персидского как "счастье", и, кажется, неслучайно: какое же внутреннее сознание близости с природой наполняет гостя здешних мест! Несколько раз на пути корабля встречались тюлени, которые при приближении "Ямала" уходили в сторону, ныряли и долго не показывались на поверхности – видимо, опасались чужаков.
Экспедиция длится вторые сутки; впрочем, говорить, что сутки закончились, не совсем правильно - сейчас в северных широтах полярный день, и ночью очень светло. В судовом журнале есть подробный отчет о нашем маршруте - от места старта в порту Варандей до настоящего момента, когда "Ямал" вошел в пролив Шокальского. Это нужно для того, чтобы обойти остров Большевик с севера мимо мыса Песчаный и войти в море Лаптевых.
Капитан ледокола Станислав Вячеславович Румянцев, с которым мы находимся в штурманской рубке, рассказывает, что пролив Шокальского - место, которое практически не посещают суда. "Здесь бывают только экспедиции, да и то очень редко. Я сам был здесь лет 20 назад", - говорит задумчиво Румянцев, поглядывая на действия штурмана и смены, которая управляет судном.
"Северный морской путь проходит южнее, - продолжает капитан, - он обходит Большевик с юга и лежит мимо мыса Челюскина – крайней северной точки Евразии. Если обходить остров Большевик с севера - это лишние 300 миль, там практически всегда, даже в разгар полярного лета, сложная ледовая обстановка, и мы наверняка еще увидим ледовое покрытие. Скорее всего, это произойдет через несколько часов", - продолжает капитан.
Надо отметить, что мыс Песчаный станет самой северной точкой нашего арктического перехода. Он расположен на уровне 80 градусов северной широты и 102 градусов восточной долготы. Затем "Ямал" пойдет опять на юг, вдоль западного побережья полуострова Таймыр в район порта Тикси.
За двое суток ледокол от порта Варандей до пролива Шокальского прошел 550 миль (926 км), миновав воды Баренцева и Карского морей. Скорость перехода, в среднем, составляет 19,5 узлов.
Надо сказать, что экипаж "Ямала" очень серьезно готовился к выполнению полученного задания пройти Северным морским путем с участниками международной экспедиции.
Ледокол 3 августа вышел из порта приписки Мурманска и в назначенное время пришел в порт Варандей (Ненецкий автономный округ), где были проведены тренировочные полеты палубного вертолета. При волнении моря в 1 балл и видимости 10 километров ледокол маневрировал, удерживаясь на месте, и тем самым обеспечивал полеты палубного вертолета Ми-8.
В результате 6 августа благополучно на борт ледокола несколькими вертолетами была доставлена вся делегация в составе 80 человек.
Согласно данным судового журнала, ледокол "Ямал" через воды Баренцева моря и Карские ворота вошел в Карское море, миновал восточное побережье Новой земли, западное побережье полуострова Ямал, прошел мимо острова Белый, через пролив Вилькицкого, мимо острова Гаврилова и вышел к проливу Шокальского.
За время первой части перехода температура воздуха колебалась в диапазоне от +5 до +10 градусов. Местами, особенно в утренние часы, видимость из-за плотного тумана ухудшалась до 200 метров, моросил мелкий дождь, а волнения моря составляло 1-2 балла. По мнению экипажа, погода пока благоприятствует участникам экспедиции.
Пройдена половина маршрута, впереди еще около 600 миль пути. По прогнозу метеорологов, нас ждет арктический шторм в 6 баллов, но есть уверенность, что капитан Румянцев проведет ледокол через любую непогоду.