Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Предстоящая пятница, 22 июля, когда истекает срок последнего "ультиматума" Барака Обамы по бюджетному и долговому урегулированию (либо конгресс найдет способ увеличить потолок госдолга, либо США войдут в технический дефолт), уже не кажется такой черной. Хотя, надо признать, светлой она тоже не кажется. Пока. Но надежда избежать грозы появилась.
Спасительный бюджетный полуфабрикат
В Вашингтоне с утра 20 июля возобновились встречи президента Барака Обамы с лидерами конгресса по новому варианту бюджетного компромисса, предложенному группой республиканцев и демократов в сенате (их шестеро, а посему всю компанию назвали "Бандой Шести"). Обама даже поспешил назвать его шагом в правильном направлении.
Это не то, что всех устраивает, но то, за что можно ухватиться и убрать крен в сторону очевидного технического дефолта. Первый вопрос, который при этом возникает: а почему спасительный план нельзя было предложить раньше?
Ведь на самом деле этот проект - просто немного перелицованное предложение финансовой комиссии конгресса по бюджетным проблемам, созданной более полугода назад.
В общих чертах новый чрезвычайный план предусматривает сокращение расходной части бюджета в предстоящие 10 лет на $3,7 трлн (у Обамы было $4 трлн) за счет уменьшения расходов на Пентагон, на системы медицинского вспомоществования Medicare и Medicaid, на реформы социального страхования. 1 трлн из этой суммы планируется наскрести, убрав лазейки в налоговом законодательстве или отменив налоговые послабления по ипотеке, частной медстраховке. Как ни верти и как ни называй эти меры, это все те же увеличения налогов, только в другой обертке.
Раньше аналогичные планы не прошли: Обама хотел налогообложение поднять, а республиканцы были категорически против.
Теперь на этот план каждый может смотреть с любимой стороны и не видеть, что на противоположной стороне все же есть уступки политическим оппонентам. При таком варианте можно поднимать потолок госдолга на требуемые $2 или $2,5 трлн. С нынешних $14,3 трлн.
Но и этот компромиссный вариант - еще не спасательный круг, а пока только соломинка. Он выполнен всего на 4-х страницах, не разверстан на конкретные сокращения, не прошел экспертизу бюджетных специалистов, не оформлен в законопроект. Если конгресс не будет работать с утра до вечера без выходных, то за оставшееся до 2 августа время может и не поспеть к повышению пределов госдолга. Хотя надежда на это есть. И растет с каждым днем.
Конгресс и игры с молотком
На вероятное решение проблемы, скорее, указывает даже не этот "новый вариант", а сопутствующие ему политические упражнения "на полях". Республиканцам 19 июля удалось провести через палату представителей конгресса (у них там большинство) законопроект, который о сокращении расходов и увеличении потолка федерального долга. Но последнее, в их варианте, должно сопровождаться внесением поправки к Конституции, санкционирующей обязательное сбалансирование бюджета США: в обозримом будущем вещь нереальная.
Все прекрасно понимали, что у законопроекта нет никаких шансов стать законом: все, что касается поправок к Конституции США, должно утверждаться большинством в две трети голосов. Набрать столько голосов в сенате республиканцам нереально. Да и поправки к Конституции такими авральными темпами не принимаются. Более того, Обама уже обещал наложить на законопроект вето, если в каком-либо невероятном случае его все же положат ему на стол.
Подобными декларативными законодательными бессмыслицами в конгрессе обычно метят идеологические позиции и мостят пути отхода. Республиканцы объявили, что они хотели бы сделать, а все остальное - это уже не их вина. А роковое стечение обстоятельств.
Как заметил один вашингтонский адвокат, все, что происходит в конгрессе, очень похоже на бракоразводный процесс, когда стороны хотят нанести друг другу невосполнимый урон и, в конечном счете, теряют все состояние на тяжбе.
Видимо, и республиканцы начали понимать, что дело уже рядом с "точкой невозврата". В первую очередь для них. Тут соображения скорее эгоистически-предвыборные, чем забота о национальных интересах. Про катастрофу, на грани которой может оказаться финансовый мир, никто всерьез ведь не говорит. Хотя надо признать, что вероятность и масштабы такой катастрофы с самого начала были несколько преувеличены.
Но в результате этих политических игр сразу несколько опросов общественного мнения последних дней показали, что конгресс либо уже побил, либо близко подошел к побитию очередных рекордов неприязни Америки к своим законодателям. Washington Post напомнила, что еще в 1930-е годы прошлого века кумир "простой" Америки, актер, ковбой и большой юморист Уилл Роджерс заметил, что "страна привыкла испытывать в отношении заседающего конгресса то же чувство, что она испытывает, когда видит молоток в руках ребенка". В смысле, что еще это дитя может разнести вдребезги?
Теперь, по данным опроса Washington Post/ABC, 63% избирателей готовятся на выборах 2012 года найти замену своему прежнему избраннику (это рекорд). По данным опроса, опубликованного телекомпанией CBS, 58% недовольны тем, что делают демократы, а 71% - республиканцы. Опрос исследовательской компании Gallup показал, что только 12% избирателей испытывают достаточное доверие к тому, что делает конгресс. Это всего на один пункт выше, чем было летом прошлого года, когда в конгрессе имели большинство демократы.
С такими рейтингами не шутят. Особенно те, кто хочет остаться в конгрессе после выборов. Феномен устойчивости желания политиков работать в органе, который уже пугает избирателей больше, чем налоговое ведомство, банки и страховые компании, конечно, надо бы разобрать отдельно. Но - только после урегулирования долговых проблем США: тем более что долговая процессия еще не вышла из тоннеля, но уже близка к свету.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции