Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юрий Константинов: туристский поход как урок жизни для детей

© Фото : Академия детско-юношеского туризма и краеведенияВице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Юрий Константинов
Вице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Юрий Константинов
О современном состоянии детского спортивного и краеведческого туризма корреспонденту "РИА.Туризма" рассказал вице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Константинов.

Всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом. Это не означало, что все дети поголовно ездили за границу к теплым морям, туризм в те годы вообще редко ассоциировался с выездом из страны, а дети, говоря о нем, подразумевали палатку, спальник и песни у костра.

Это были времена, когда дети целыми группами в сопровождении своих школьных учителей отправлялись в многодневные турпоходы… И, согласитесь, в те времена мы гораздо реже слышали о наркотиках и гораздо чаще - о спортивных достижениях.

Но то, что было характерно для 70-80-х, сегодня скорее экзотика. Слово ныне "туризм" обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети мегаполисов все чаще уходят не вглубь лесов, в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам…

О современном состоянии детского спортивного и краеведческого туризма корреспонденту "РИА.Туризма" Марине Сарданашвили рассказал вице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Константинов.

- Давайте начнем с истории. С чего начиналось развитие детско-юношеского туризма в России?

- Создание государственной системы детско-юношеского туризма началось в декабре 1918 года с открытия Наркомпросом Центрального бюро школьных экскурсий, ныне именуемого Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Весь опыт развития внешкольного образования детей показывает, что в системе образования туризм развивается в неразрывной связи с краеведением, поэтому правильным будет определение "туристско-краеведческая деятельность", которое и закреплено в нормативных документах.

- Какую роль играет детский туризм в жизни детей?

- Туристско-краеведческая деятельность учащихся при правильной педагогической постановке позволяет решать одновременно вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, формировать здоровый образ жизни молодежи. Походы, путешествия, экспедиции создают такую воспитательную среду, которая независимо от педагога воздействует на детей, когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи общежития приобретают весьма конкретную, жестко обусловленную реальность.

- Как сегодня обстоят дела с детским туризмом?

- За многие десятилетия в России сложилась и действует система туристско-краеведческой работы, которая в образовании осуществляется в настоящее время по двум направлениям: в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в специализированных центрах и на станциях юных туристов, и в общеобразовательных учреждениях и программах дополнительного образования.

В стране действует календарь массовых туристско-краеведческих мероприятий с учащимися, однако в последнее время бюджетное финансирование их катастрофически снизилось, проводятся они в основном за средства команд-участниц. Тем не менее количество соревнований за последние годы стабилизировалось, всероссийские соревнования учащихся проводятся по лыжному, пешеходному, водному туризму.

От редакции: туристско-краеведческую образовательную деятельность сегодня осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения домов творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединениях и учреждениях дополнительного образования регулярно занимаются  425 тысяч детей. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллиона детей, а в экскурсиях - 3,3 миллиона человек.

- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика регулирования детско-юношеского туризма? Какие ведомства оказывают наибольшее воздействие на его становление и развитие?

- Система детских учреждений дополнительного образования, сложившаяся в нашей стране, уникальна, но зачастую это играет отрицательную роль. Например, при подготовке законодательных актов, различных программ по развитию туризма, система детского туризма, как и самодеятельного, полностью выпадает из общей схемы. Понятие "туризма" сводится к международно-коммерческому роду деятельности, а внутренний оздоровительный и спортивный туризм зачастую даже не упоминается, так как его роль в жизни граждан России нельзя перевести в рублевый эквивалент, а о его социальной значимости забывают.

Учреждения дополнительного образования детей по содержанию своей деятельности находятся в поле зрения не только органов образования, но и многих других министерств и ведомств, работающих по своим законам и нормативным актам. Эти законодательные органы готовят свои нормативные акты, которые в той или иной мере затрагивают интересы детей, их оздоровления, воспитания, но при этом часто готовятся на низком профессиональном уровне, не учитывая вопросы педагогики и сложившуюся практику. Необходимо, чтобы при подготовке документов, затрагивающих вопросы туризма, привлекались представители организаций, отвечающих за организацию этого массового движения.

- Какие перспективы у детско-юношеского туризма в России?

- Усилия органов образования направлены на сохранение сети и дальнейшее развитие системы, обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования. Однако нас волнует тот факт, что за общими благополучными цифрами увеличения количества занимающихся в детских объединениях стоят проблемы, связанные с сохранением сети профильных учреждений - центров юных туристов, техников, детских спортивных школ. В ряде регионов механически преобразовывают учреждения путем слияния профильных учреждений в комплексные центры.

- Что нужно сделать, чтобы ситуация стабилизировалась и детско-юношеский туризм получил своё развитие в походно-краеведческой области?

- Мы выделяем несколько конструктивных предложений для решения проблем детско-юношеского туризма в нашей стране. Одним из главных является сохранение и развитие профильных учреждений - центров и станций юных туристов, улучшение их материальной базы.

Немаловажную роль играет и укрепление кадрового потенциала для работы в детско-юношеском туризме. Это подготовка педагогов дополнительного образования по специализации "туристско-краеведческая деятельность" на основе государственного заказа в высших учебных заведениях и повышение туристской квалификации педагогических работников.

Помимо этого нас волнуют необоснованные требования и ограничения, введённые в последние годы. Мы считаем, что многие из них подготовлены без должного профессионализма и направлены на свёртывание работы с детьми под прикрытием лозунгов "заботы об их безопасности".

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала