На молодежном форуме "Селигер-2011" было объявлено о начале "Года идей для малого бизнеса". Инициатором проекта выступил банк "УРАЛСИБ", который традиционно активно работает с этой категорией компаний. О перспективах взаимодействия крупного и малого бизнеса, о новых сервисах и продуктах кредитной организации в интервью РИА Новости рассказала главный исполнительный директор по малому бизнесу "УРАЛСИБа" Светлана Кулагина:
- Расскажите, пожалуйста, про "Год открытых идей для малого бизнеса", об открытии которого было объявлено на "Селигере – 2011": что это за акция, какие события она предполагает, с какой целью проводится?
- Миссия банка "УРАЛСИБ" заключается в повышении жизненного уровня населения и развитии его предпринимательской активности. Таким образом, миссия банка реализуется, прежде всего, через проведение во всех точках продаж на регулярной основе клиентоориентированных мероприятий, таких как "Дней открытых дверей", "Дней предпринимателя", "Час предпринимателя".
С начала года банк в точках продаж уже успешно провел целый ряд таких мероприятий, затронув темы "Искусство мотивации персонала", "Поиск партнеров для продвижения", "Как активизировать продажи", "Бренд по имени Я", "Качество сервиса как залог успеха продаж", "Интернет-продавец, который постоянно работает", "Оптимизация налогообложения". "Фишкой" этих мероприятий было живое общение между сотрудниками банка и участниками на актуальные темы развития бизнеса. Эти встречи начинались со знакомства, в рамках которого предприниматели рассказывали о своем бизнесе, увлечениях, целях и идеях, которые они ставят перед собой в бизнесе на ближайшие три года. По сути, каждый участник мероприятий получал новые идеи для развития своих компаний. Это одна из наших главных задач: стать партнерами наших клиентов, помочь им вырастить свой бизнес.
- На форуме "Селигер" состоялось награждение победителей конкурса молодых предпринимателей. В каких номинациях и по каким критериям оценивались номинанты? Даст ли участие в конкурсе им какие-либо преференции в будущем?
- В рамках смены "Молодежное предпринимательство" форума "Селигер 2011" эксперты банка определили четырех победителей конкурса лучших бизнес-идей. В качестве основных критериев, на основании которых выбирались победители, были степень экономической обоснованности, инновационности и социальной значимости представленных бизнес-проектов.
Победители были награждены сертификатами на обучение в центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС". Сертификат предполагает учебную нагрузку в 220 часов и выбор дисциплин: менеджмент, маркетинг, финансы.
- Планирует ли банк "УРАЛСИБ" проводить подобные конкурсы в дальнейшем и, если да, то, что Вы можете посоветовать их будущим участникам?
- Банк "УРАЛСИБ" активно готов участвовать в качестве партнера в проводимых конкурсах, кроме того уже сейчас на регулярной основе сотрудники банка по всей региональной сети (Центральный федеральный округ, Москва, Уральский регион, "УРАЛСИБ" планирует принять участие в качестве партнера в конкурсе "Лучший молодой предприниматель", организуемом Ассоциацией молодых предпринимателей России и Московским клубом предпринимателей. Конкурс пройдет в 46 регионах России, его итоги будут подведены 8 декабря в Москве.
- Расскажите о внедрении нового информационно-консультационного сервиса для малого бизнеса. Что он собой представляет, и в чем заключаются его преимущества? Сейчас выпущена демо-версия, когда предполагается его полнофункциональное внедрение?
- В рамках форума "Селигер-2011" участникам смены "Молодежное предпринимательство" был впервые представлен инновационный электронный сервис, позволяющий предпринимателям вести интерактивный диалог с банком по вопросам обслуживания и кредитования собственного бизнеса. Сервис позволяет предпринимателю выбрать нужный вариант из всей линейки продуктов и услуг для малого бизнеса (расчетно-кассовое обслуживание, инкассация, эквайринг, зарплатный проект, кредитование). При этом он обладает удобным, интуитивно понятным интерфейсом. Используя электронное меню, пользователь указывает общие характеристики и потребности своего бизнеса, вводит финансовые показатели — выручку, размер среднемесячной прибыли и варианты залогового обеспечения. На основании предоставленной информации клиент сможет рассчитать размер будущего кредита или среднемесячную стоимость банковского обслуживания по выбранному пакету услуг и сразу отправить в банк предварительную заявку. Сервис доступен 24 часа в день, семь дней в неделю, а все коммуникации клиента и банка строятся в электронном виде — без обращения к специалистам банка. В данной технологии использована систематизация обширного опыта банка в кредитовании и обслуживании малого бизнеса, учитывается отраслевая и продуктовая специфика. Планируется, что полнофункциональное внедрение сервиса произойдет в течение второго полугодия 2011 года.
- Какие тенденции на рынке кредитования малого бизнеса, на Ваш взгляд, сейчас являются преобладающими?
- Одной из тенденций последнего времени была оптимизация банками своих продуктовых линеек с точки зрения либерализации условий предоставления кредитов. Кредитование на пополнение оборотного капитала под 100% залог товаров в обороте стало практически повсеместной практикой, что фактически явилось возвратом к условиям кредитования, характерным в докризисный период. Кроме того, произошло снижение процентных ставок за пользование кредитом: сейчас на рынке средняя ставка составляет около 14%, варьируясь в зависимости от сроков и сумм предоставляемых кредитов, а также от форм предлагаемого залогового обеспечения и характеристик качества финансово-хозяйственной деятельности заемщиков.
Следует отметить, что многие банки начинают смещать свой акцент в сторону предоставления микрокредитов как наиболее востребованного продукта, в то же время позволяющего банкам получать достаточно высокую маржу при хорошем уровне диверсификации кредитного портфеля и допустимом уровне риска.
Также одной из характерных черт сегодня является усиление участия государства в сфере поддержки кредитования малого бизнеса, в том числе за счет расширения участия "Российского банка развития" в партнерских программах с банками, кредитующими малый и средний бизнес.
- Каковы планы "УРАЛСИБа" в сфере кредитования малого бизнеса? Собираетесь ли вы разрабатывать новые продукты?
- В июле мы запускаем новый кредитный продукт – "Бизнес-Оборудование", нацеленный на удовлетворение потребности предпринимателей в приобретении различных видов оборудования. При этом характерной особенностью будет возможность предоставления единственного залога в виде приобретаемого имущества, срок кредитования составит до 5 лет. Еще одно новшество - это введение возможности предоставления кредита на рефинансирование задолженности в других банках в рамках существующего кредитного продукта "Бизнес-Инвест". Это предложение будет особенно интересно клиентам, взявшим кредит ранее по высокой ставке в других банках и заинтересованным в оптимизации своих денежных потоков за счет сокращения долговой нагрузки.
Также, в ближайшие месяцы мы планируем вывести на рынок кредитный микропродукт, который за счет новых подходов к технологиям оценки потенциальных заемщиков (в том числе минимальному пакету предоставляемых документов) и оптимизированному кредитному процессу (отсутствию залогового обеспечения, выдачи кредита на собственника бизнеса) позволяет сократить срок рассмотрения кредитной заявки и выдачи кредита до трех-четырех рабочих дней.