Далее не менее животрепещущие вопросы, которые даже президент называет безотлагательными.
Первое - это отзыв аккредитаций у федераций, которые не выполняют взятых на себя обязательств по программам развития. Шаг, который вряд ли имеет отношение к Лондону и Сочи, но, безусловно, нужный, и рано или поздно его надо делать, потому что существующая практика написания "от балды" программ и их хроническое невыполнение, на мой взгляд, является главным фактором деградации руководящих органов федераций.
Вторым президент назвал взаимодействие с регионами. Это тоже не праздные слова. Все посвященные знают, что по 239 фз именно на регионы возложена подготовка резерва, и то не впрямую, а посредством "подготовки спортивного резерва сборных команд регионов". Плюс, до половины подготовки главных сборных команд России лежит на плечах регионов, так что забывать о необходимости взаимодействовать с регионами никак не получится.
В-третьих, глава государства обратил внимание руководства министерства на возможность принимать "социально значимые" решения, приглашая к обсуждению широкую общественность посредством современных технологий. Не думаю, что это имеет отношение к спорту высших достижений, но некоторые вопросы молодежной политики, туризма, а также физкультуры и массового спорта, действительно могли бы иметь менее выраженную социальную окраску, если привлечь к обсуждению максимальное количество жителей нашей страны.
Далее, пожалуй, самый болевой вопрос ближайшей перспективы – резерв! Тема сама по себе замечательная, в законе о спорте даже не обозначена примерная ответственность по данному вопросу, по сути все переживают, все что-то делают, но никто конкретно эту чрезвычайно важную и не всегда благодарную работу не координирует. Правда, в вопросе президента тема резерва разделена на две части: непосредственно на подготовку резерва, в том числе - работа СДЮШОР, и подготовку тренерских кадров, что для большинства специалистов два принципиально различных вопроса, и оба - крайне болевые.
Не обошлось и без медико-биологического сопровождения и допинга. Тема модная и не всем понятная. Напомню: с начала осени 2009 года спортивная медицина выведена из управления Минспортуризма и передана подразделениям Минздрава. С одной стороны - все правильно, но есть опасность, что и не разберутся наши медики с профессиональными задачами и проблемами спортсменов высшей категории. Хотя силы задействованы фантастические – и в плане денег, и административно: в частности, Дмитрий Анатольевич напомнил, что лишь несколько дней назад он подписал закон, разрешающий расторгать трудовой договор со спортсменом, нарушившим антидопинговые правила.
Затронув медико-биологическую составляющую спорта, невозможно не коснуться и научно-методической, причем во всем ее многообразии. Данная тема почти повсеместно осталась на уровне 1991 года, момента развала СССР, да еще и из-за безденежья сильно поистрепалась за минувшие 20 лет. Хотя иногда вдруг выясняется, что не все еще погибло, а некоторые направления благодаря отдельным подвижникам даже шли все эти годы в ногу с иностранными аналогами, но этого явно не достаточно. Президент напомнил об отсутствии отечественных тренажеров и спортивного инвентаря.
И поручил на базе ВНИИФК создать единый федеральный научный центр, который бы аккумулировал и координировал работу всех научных подразделений.
Фонд поддержки олимпийцев за несколько лет работы действительно стал незаменимым, его помощь и участие сильно помогали отечественному спорту высших достижений, а последние пару лет фонд обратил внимание и на школы олимпийского резерва, что также не может быть незамеченным, и поэтому присутствующие участники и партнеры фонда удостоились благодарственных слов руководителя страны.
И в концовке вступительного слова президента возникает тема пропаганды здорового образа жизни. Безусловно, важная составляющая спортивной жизни страны, в том числе и спорта высших достижений, как гарант притока будущих чемпионов в спортивные секции, как престиж спортивной профессии, как всенародное увлечение нашей отраслью.
В целом, более обнадеживающего начала президентского совета придумать сложно, более приятных сердцу слов из уст президента услышать даже не мечталось. Глава государства все знает, так же как и мы переживает и хочет помочь. При этом он-то помочь может, и нужно только использовать это желание, направить по нужному руслу, что, наверное, и должны делать члены президентского совета - иначе зачем вообще это собрание. Естественно, что большинство вопросов озвученных президентом относятся к министру спорта, именно в его компетенции львиная доля тем, затронутых в недлинной, но крайне емкой речи. Но и руководители федераций, и представители ОКР, и члены Госдумы в каждой из затронутых тем, если не обязаны, то, во всяком случае, вполне могли принять посильное участие. Ну, или самое простое: расширить глубину вопросов, а в идеале предложить способы их решения. Но это в идеале… Президент передал слово министру спорта, туризма и молодежной политики В.Л. Мутко. Но об этом уже в следующем посте…