Рейтинг@Mail.ru
День рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Справка - РИА Новости, 22.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

День рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Справка

© REUTERS / Mukesh Gupta Далай-лама выступил перед депутатам тибетского парламента
Далай-лама выступил перед депутатам тибетского парламента
Читать ria.ru в
Дзен

Далай-лама XIV является духовным лидером буддистов Тибета и территорий, находящихся в зоне тибетской цивилизации (Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия, Бутан и т.д.). День рождения Далай-ламы - единственный буддийский праздник, который отмечается по европейскому календарю 6 июля ежегодно. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

Буддисты почитают Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) - Будды Сострадания. День рождения Далай-ламы празднуется буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером.

Его Святейшество Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 г. в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.

При рождении он получил имя Лхамо Дхондруп, которое в буквальном переводе означает "Богиня, исполняющая желания".

В 1937 г. в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Последний на тот момент Далай-лама XIII скончался в 1933 г. Согласно традиции, его тело забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток - туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Обычно новые воплощения Далай-ламы рождаются на территории Тибета, Китая или Монголии.

После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией Его Святейшества Далай-ламы XIII. Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 г. в столице Тибета Лхасе. Лхамо Дхондруп получил новое имя - Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тенцзин Гьятсо.

Затем последовали годы учебы. Он обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, своих зимней и летней резиденциях. У Далай-ламы XIV были два официальных наставника - Йонгзин Линг Ринпоче и Йонгзин Тричанг Ринпоче. В программу его обучения входили "пять больших наук" - логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия и "пять малых" - поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность.

В возрасте 24 лет Его Святейшество сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра, Ганн-дэн. Завершающие экзамены он сдавал в присутствии 20 000 ученых монахов в Джокханге - первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году, и получил звание доктора богословия (Геше Лхарамба).

17 ноября 1950 г., еще в процессе обучения, Далай‑лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.

В 1950-1959 гг. Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).

В середине 1950-х гг. в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено. 17 марта 1959 г. Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (шт. Химачал-Прадеш). За ним в изгнание последовала элита тибетского буддизма ‑ ученые ламы, главы философских школ и монастырей, большинство из которых поселились в той же области, что и Далай-лама.

В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований.

В 1960 г. была избрана первая комиссия тибетских народных депутатов, а в 1963 г. обнародован проект Конституции для будущего Тибета.

В 1991 г. 11-я Ассамблея тибетских народных депутатов (АТНД) официально утвердила "Хартию тибетцев в эмиграции" и приняла на себя всю законодательную власть.

В марте 2011 г. Далай-лама заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточиться на духовных делах.

Депутаты парламента в изгнании одобрили решение, и в апреле тибетская диаспора избрала нового калон-трипу - премьера в изгнании, которым стал юрист из Гарварда Лобсанг Сангей.

Согласно измененной 1-й статье Хартии тибетцев, 75-летний Далай-лама объявляется "защитником и символом Тибета", ответственным за поддержку "физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа". Помимо духовной деятельности, он наделяется правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.

Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий.

Несколько раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994 г., находясь в Москве, выступал в Госдуме.

Китайские власти обвиняют его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР, Далай-лама эти обвинения отвергает.

Его Святейшество является автором многих книг по буддизму, по тибетской философии и медицине.

В 1989 г. Нобелевский комитет удостоил Далай-ламу ХIV премии мира, высоко оценив его усилия по "поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа".

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, - филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии"), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США), премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия), "Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция), "Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Ядерный век", США), награда "За мир и объединение" (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия Фонда Сарториуса (Германия), Золотая медаль конгресса США.

В 2006 г. Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала