Рейтинг@Mail.ru
Банк Москвы: старые песни о главном - РИА Новости, 04.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Банк Москвы: старые песни о главном

Читать ria.ru в
Дзен
Проблемы Банка Москвы, который будет санирован за беспрецедентные 295 миллиардов рублей от государства и еще 100 миллиардов рублей от крупнейшего акционера - ВТБ, начались после отставки столичного мэра Юрия Лужкова и усугубились желанием ВТБ осуществить быстрое недружественное поглощение.

МОСКВА, 4 июл - РИА Новости. Проблемы Банка Москвы, который будет санирован за беспрецедентные 295 миллиардов рублей от государства и еще 100 миллиардов рублей от крупнейшего акционера - ВТБ, начались после отставки столичного мэра Юрия Лужкова и усугубились желанием ВТБ осуществить быстрое недружественное поглощение. Эксперты, опрошенные РИА Новости, однозначно связали эти три обстоятельства.

По мнению эксперта "РИА Аналитика" Андрея Манько, действия банковского регулятора в данной ситуации являются адекватными, и пусть вероятность банкротства Банка Москвы и без посторонней помощи не столь велика, но рисковать в данном случае нельзя. Последний кризис, острая фаза которого началась с банкротства Lehman Brothers, доказал неверность правила "Слишком большой, чтобы упасть" (too big to fail).

Годичная история

Столичный градоначальник Юрий Лужков покинул свой пост 21 сентября прошлого года. Аналитики говорили, что среди "пострадавших" будет бизнес, близко связанный с самим мэром или его супругой Еленой Батуриной.

Как рассказал один из собеседников агентства, еще в мае 2010 года прошла первая волна вывода активов из Банка Москвы.

"Операции по кредитованию аффилированных активов были всегда, но в незначительных размерах, в мае (2010 года) было заметно первое движение по выводу активов, которое, вероятно, вызвали слухи о возможной отставке (Лужкова)", - сказал собеседник.

За случившейся спустя четыре месяца отставкой последовала вторая волна вывода активов.

"Исчезали залоги; если кредиты были выдан на офшорные компании, то прерывалась связь между этим офшором и его бенефициаром", - продолжает он.

Но массовый характер это явление приняло тогда, когда стало понятно, что дни прежнего руководства в банке сочтены. Появившиеся уголовные дела, результаты проверок Счетной палаты и публичные обвинения со стороны руководства ВТБ довершили начатое.

Кавалерийская атака на капитал

ВТБ не провел необходимой оценки Банка Москвы перед покупкой пакета в 46,48% акций, принадлежавшего столичному правительству. "Мы давно присматривались к этому банку, он нам очень помог бы (наладить бизнес) в Москве", - говорил в декабре 2010 года.

"(Глава ВТБ Андрей) Костин носился с идеей купить Банк Москвы, развил дикую активность", - сказал недавно руководитель одного из банков топ-30.

Реальных претендентов, кроме ВТБ, на этот пакет не было, признаются сейчас все участники процесса.

"Нельзя делать недружественное поглощение банка, это же очевидно", - утверждает один из экспертов.

В итоге сумма высокопроблемных активов Банка Москвы к моменту объявления о санации выросла до 150 миллиардов рублей, говорил первый замглавы Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников. По оценке ВТБ, на которую сослался Мирошников и с которой он согласен, кредитов аффилированным компаниям на балансе Банка Москвы - примерно на 360 миллиардов рублей, недосозданных под них резервов - на 227 миллиардов рублей. Качество портфеля постоянно ухудшается, только в июне банк досоздал резервов на 15-20 миллиардов рублей.

Куда смотрит надзор

Банк России проводит проверки во всех банках. В среднем это происходит один раз в два года. Что касается Банка Москвы, то предыдущая проверка в нем происходила в конце 2009 - начале 2010 года, рассказал РИА Новости один из сотрудников надзорного блока ЦБ, отказавшись от других комментариев. ЦБ традиционно не распространяется насчет ситуации в действующих банках, говорил неоднократно председатель Банка России Сергей Игнатьев.

Что касается того, мог бы или не мог надзор увидеть "масштабы бедствия" в Банке Москвы, то тут мнения экспертов расходятся.

"Роль Центрального банка (в вопросе пропуска) сильно преувеличена, его вины я тут не вижу. Во время кризиса ЦБ повел себя как один из наиболее эффективных (регуляторов) по сравнению с другими странами. Можно только радоваться, что у нас такой Центральный банк", - сказал РИА Новости аналитик "Уралсиб Кэпитал" Леонид Слипченко.

"Понятно, что наш банковский сектор несет в себе системные риски. Это связано, в том числе, с классификацией аффилированных кредитов. Кредитование этих структур несет в себе определенные риски. Классифицировать их достаточно сложно, если не совсем пристально проверять банки, что в рыночной экономике и не слишком целесообразно. Банк должен сам отслеживать свои риски", - добавил он.

Вместе с тем аналитик "Совлинка" Ольга Беленькая считает, что недосмотр регулятора в этом вопросе все же есть, так как он чересчур доверяет отчетности. "Банк Москвы является одним из крупнейших в российском банковском секторе. И то, что официальная отчетность столь серьезно разошлась с реальной, очевидно, говорит о том, что помимо прямых злоупотреблений со стороны прежнего менеджмента, недостаточного контроля со стороны акционеров, есть вопрос к аудиторам и надзору со стороны регулятора", - сказала она.

"По всей видимости, та система надзора, которая существует, не позволяет оперативно вскрывать даже такие существенные для всего сектора провалы. Возникает вопрос, насколько эффективна в целом та информация, которую имеет регулятор по ситуации в банковском секторе - информация о системных рисках, о состоянии даже крупнейших банков. По-видимому, здесь требуются серьезные изменения", - полагает Беленькая.

Упреки в адрес надзора в последнее время участились после отзыва лицензии у Межпромбанка экс-сенатора Сергея Пугачева и группы из шести банков, которые СМИ связывают с именем бизнесмена Матвея Урина.

"Конечно, у Банка Москвы есть своя специфика, но год назад подобная ситуация была с Межпромбанком, то есть это не единичный случай. У каждого банка своя история, но общим является очевидно неудовлетворительная система мониторинга достоверности финансовой отчетности как минимум", - соглашается аналитик "Совлинка".

Нехватка полномочий

Директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский в феврале признавал, что случаи предоставления регулятору недостоверной отчетности встречаются часто.

Он также называл злободневной проблему вывода активов из банков.

По его словам, Банк России хотел бы получить дополнительные полномочия в выставлении требований к банкам при оценке рисков, что предусматривает международная практика, в частности. Пока таких возможностей у российского банковского регулятора нет.

Если ЦБ считает, что достаточность капитала и профиль риска низковаты, то он не имеет права потребовать увеличить капитал, он может только рекомендовать, говорил Симановский.

Источник, близкий к ЦБ, указывает на то, что пока ответственность внутри надзорного блока размыта - проверку проводит одно подразделение, выводы делает другое, а решение принимает третье.

"Все кивают друг на друга... В акте проверки все данные есть, а вывода нет", - сказал собеседник агентства.

Профилактика

Банк России уже давно настаивает на принятии двух принципиальных поправок в законодательство: о консолидированном надзоре и о профессиональном суждении.

Целью законопроекта о регулировании банковских групп и холдингов, который в мае был принят в первом чтении, является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с современной международной практикой. Законопроект вводит понятия прямого и косвенного контроля; прямого и косвенного существенного влияния; лиц, связанных с кредитной организацией; а также уточняет понятия банковской группы и банковского холдинга.

Профессиональное суждение необходимо надзорному органу, чтобы делать выводы не только на основании данных отчетности, которая не всегда достоверна, но и на основе иных данных, в том числе открытых источников информации.

Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, среди основных слабостей системы надзора следует назвать отсутствие у Центробанка полномочий контролировать на консолидированной основе банковские холдинговые компании, разрабатывать систему правил менеджмента рисков банковской системы и выносить профессиональное суждение в процессе применения законов и правил к конкретным банкам. Многие из этих недочетов могут быть исправлены законопроектом, который сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе. Пока это законодательство не будет принято, Россия продолжит отставать от международных стандартов, констатировали специалисты МВФ.

ЦБ также считает необходимым расширить свои надзорные полномочия, в том числе в сфере раннего реагирования на ситуации, когда банки принимают на себя повышенные риски, говорил Симановский, когда его кандидатура рассматривалась для переназначения в совет директоров ЦБ.

В свою очередь, директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов сообщал, что профильные ведомства правительства готовят законопроект, который расширит возможности регулятора в части предъявления требований к деловой репутации топ-менеджеров банков.

Речь идет о банкирах, причастных к финансовым нарушениям, пояснил он.

Он также полагает необходимым дополнить законодательство требованиями к деловой репутации банкиров, содержащимися в нормативных актах ЦБ. Регулятор хочет получить право направлять в орган управления банка требование о замене руководителя банка, говорил в апреле Сухов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала