СВЯТОЙ СТЕФАН (Черногория), 3 июл - РИА Новости. Вокруг руин храма Александра Невского на острове Святой Стефан - жемчужине Адриатического побережья Черногории - разгорелся конфликт местных жителей, арендаторов и властей, свидетелями которого стали российские журналисты, приехавшие в республику по приглашению митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия.
Депортация "со Святого Стефана"
Островок площадью немногим более 13 тысяч квадратных метров, со средневековыми домиками, еще с советских времен почти сплошь занятыми под отели, соединен с материком единственной дамбой и является излюбленным местом отдыха состоятельных и влиятельных людей, знаменитостей, политиков и олигархов со всего света, в том числе и российских. На этой неделе здесь останавливались участники саммита НАТО.
Проход на Святой Стефан с середины прошлого века был ограничен определенными часами и входной платой. Однако около пяти лет назад частная компания-инвестор, арендовавшая весь остров под устройство города-отеля, полностью закрыла доступ, в том числе и к святыням Святого Стефана, для всех, за исключением постояльцев.
Очередной отказ секьюрити города-отеля пропустить на остров группу верующих на этой неделе, когда Сербская православная церковь (в которую входит Черногорская митрополия) отмечала большой праздник - годовщину битвы с турками на Косовом поле, стал причиной нашумевшего инцидента. Православные активисты, желающие восстановить храм Александра Невского, прорвались к своим святыням, оттеснив охранников от ворот.
В результате полиция депортировала священника Синишу Смилича - благочинного, в ведение которого входят храмы на Святом Стефане, боснийца по происхождению. Ему инкриминировано отсутствие разрешения на работу и участие в нарушении общественного порядка. Черногорская митрополия подала в суд заявление о признании незаконными действий должностных лиц, депортировавших Смилича, на тех основаниях, что нарушения миграционного или трудового законодательства не было и непосредственного участия в нарушении общественного порядка священник не принимал, а был только свидетелем.
Заседание суда назначено на понедельник.
Мнение местных жителей
Совет по восстановлению храмов на Святом Стефане во главе с председателем Петаром Кентерой настаивает на возрождении храма в честь святого русского князя в том виде, в котором он был отстроен в XX веке при королевне Марии Карагеоргиевич, причем именно с именем Александра Невского, подчеркивающим духовную близость народов России, Сербии и Черногории.
Совет представляет интересы около трех тысяч человек - окрестных жителей, половина из которых принадлежит к древнему роду Паштровичей, некогда населявших Святой Стефан, а также гостей, в том числе многочисленных русских верующих. Совет зарегистрирован при Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви. В него входят семь человек, в том числе депутат думы Будвы Крсто Радженович.
Совет продемонстрировал российским журналистам копию договора об использовании прибрежной линии, подписанного в Будве в июле 2007 года, между арендатором острова Святой Стефан ООО "Адриатик Пропертис" и ГУП по управлению морским побережьем Черногории. Согласно этому документу, фигурирующая в договоре территория Святого Стефана носит характер общего пользования.
"То есть физические и юридические лица имеют право беспрепятственного доступа к существующим и новопостроенным объектам на обозначенной договором территории", - пояснил председатель совета Петар Кентера.
По его словам, в последние годы по благословению правящего архиерея митрополита Черногорского Амфилохия местная православная община принялась за восстановление церкви Александра Невского. Однако митрополию обвинили в отсутствии достаточной разрешительной документации на восстановление и возведенную активистами постройку вновь снесли до "исторического фундамента". Как рассказывают члены совета, сделано это было под покровом ночи руками заезжих наемных рабочих-иноверцев.
Заявление премьер-министра правительства Черногории о возможности восстановления храма самим правительством, по мнению членов совета, пока остается голой декларацией о намерениях. Решение не принято до сих пор, и только осенью 2011 года фирма-собственник должна представить свои планы, на какие предложения в этом отношении она согласна.
"Мои деды, и деды моих друзей работали по всему миру, чтобы заработать деньги на строительство храма. И я надеюсь, что он будет достроен", - сказал старейшина Душан Никланович из рода Паштровичей. Он ранее руководил островом Святой Стефан и награжден высшим орденом Сербской православной церкви - Святого Саввы.
Призыв церкви
"Нам важно, чтобы этот храм существовал и символизировал связи двух народов", - сказал российским журналистам митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.
Он напомнил известные слова святого полководца о том, что Бог "не в силе, а в правде".
По его словам, Александр Карагеоргиевич (король Черногории в 1921-1934 годах) "очень почитал святого Александра Невского" - и "из любви к России и святому русскому князю" Карагеоргиевичи, восстанавливая разрушенную церковь на Святом Стефане, переименовали ее в честь Александра Невского.
"Все наши Паштровичи - до полутора тысяч - связаны с этим храмом... Но после войны (в 50-х годах прошлого века) эту и другие церкви (там еще три) отняли от митрополии и устроили туристический комплекс. Церковь (Александра Невского) снесли, а на ее месте построили ночной клуб", - отметил митрополит Амфилохий.
По его словам, когда остров пять лет назад отдали арендатору, во время раскопок там и было обнаружено основание храма Александра Невского, древнейшая часть которого может относиться к XV веку, когда храм был освящен в честь Рождества Богородицы и был католическим.
Позиция госдепартамента
"Остров Святой Стефан является памятником культурного наследия в совокупности. Внутри острова ни один объект, ни одна церковь не находится под защитой отдельно", - сказал, отвечая на вопросы российских журналистов, директор государственного департамента по защите памятников культуры Георгий Вушурович.
По его словам, департамент "не интересует мнение местных жителей" - он строго придерживается закона по сохранению памятников культуры и договора с арендаторами.
"В октябре-ноябре 2009 года мы получили от арендатора острова Святой Стефан извещение, что на острове обнаружены остатки древних архитектурных сооружений", - вспоминает Вушурович. Специалисты департамента, по его словам, провели археологические исследования, в результате которых обнаружены два культурных слоя: средних веков (XV-XVII) и XX века.
Задача департамента, как заявил его глава, - "защитить и один, и другой слой". Потому и не дается разрешение на восстановление храма местными жителями на основе сохранившихся документов и фотографий 20-го столетия. Этот "поздний" храм, по словам Вушуровича, превышал по размерам средневековый.
Однако в том виде, в каком храм существовал в XV веке, восстановление его представляется мало вероятным, поскольку документальных свидетельств о том, как он выглядел тогда, не обнаружено.
Поэтому пока нет экспертного заключения, государственное ведомство "занимается консервацией" того, что осталось от церкви XV века.
"Я не могу сейчас сказать, каким будет экспертное заключение. Получено предложение проекта реконструкции. Сейчас департамент изучает все, потом проведет совещание и решит", - сказал директор.
В настоящее время он видит два варианта развития событий: "консервацию и презентацию" руин храма "в существующем состоянии" или же восстановление церкви "самого старшего исторического слоя" (то есть средневекового, но никак не 1930-х годов), причем только "если будет получена аутентичная документация о внешнем и внутреннем виде церкви".
Что же касается вопроса доступа к руинированной или восстановленной святыне, то за это департамент, как заверил его руководитель, не отвечает.
По личному же мнению Вушуровича, в скором времени доступ на остров будет снова открыт для посещения в определенные часы, "скажем, с десяти утра до вечера" (это предусмотрено "новым законом").
На взгляд юриста
"По моему мнению, конечно же, государственный орган обязан дать возможность восстановить храм, если община того требует, поскольку это делается даже не за счет государства, а за счет средств общины, которые уже собраны для этой цели", - прокомментировал ситуацию член Московской коллегии адвокатов Максим Косарев.
Более того, отметил он, "государственный орган обязан давать возможность представителям общины, да и всем тем, кто жаждет и считает возможным, посетить это место для того, чтобы иметь доступ к памятнику архитектуры и памятнику веры". Пусть это будут какие-то конкретные часы, но государственный орган "обязан это требовать от арендатора", убежден Косарев.
"Однако, к сожалению, этого не происходит", - констатировал он. Поэтому община, по его словам, "взяла на себя функции контроля и восстановления памятника", который принадлежит самому государству.
Но "государство это пока никоим образом не поддерживает", потому что "власть фактически заинтересована в такого рода арендаторах, которые должны платить, привлекать гостей и клиентов", отметил собеседник агентства.
По его мнению, "все сводится к деньгам и политике", а потому - и к "недопущению восстановления православного храма Александра Невского" и разговорам о восстановлении храма "в том виде, в каком он был в XV веке, когда был католическим".
"Рядом планируется построить бассейн, что недопустимо", - подчеркнул Косарев.
"Местное население имеет право попадать на территорию Святого Стефана и не допускать попрания тех святынь, которые там располагаются", - полагает юрист.
Кроме того, он не исключает, что "на примере отца Синиши", отстаивавшего права местной православной общины, "и другие священники могут быть депортированы, и таким образом может быть довершено разделение Церквей" (создание автокефальной Черногорской православной церкви, независимой от Сербской патриархии) и "установление униатства" (единства с Римско-католической церковью при сохранении православной обрядности).
Отвечая на вопросы непосредственно об инциденте с проходом группы верующих на остров вопреки требованиям охраны арендаторов и о последовавшей депортации священника Синиши Смилича, он заявил, что как адвокат считает, что "в большей степени нарушаются права местного населения".
"Общественного порядка никто не нарушал, поскольку его нигде нет - он нигде не расписан. А вот зафиксированное в договоре об аренде право доступа на остров нарушается. Отец Синиша вправе с прихожанами находиться на территории этого храма и служить, и решение запретить доступ нарушает право местных жителей на свободу вероисповедания", - уверен Косарев.
Поэтому он не исключает, что суд в понедельник может отменить решение о депортации священника.