Рейтинг@Mail.ru
Путь первого русского дредноута: от "Севастополя" до "Севастополя" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путь первого русского дредноута: от "Севастополя" до "Севастополя"

© Фото : Сергей АнашкевичРоссийский Черноморский флот в Севастополе
Российский Черноморский флот в Севастополе
Читать ria.ru в
Дзен
Ровно век назад морские вооруженные силы страны вступили в новую эпоху – эпоху больших войн. 29 июня (по новому стилю) 1911 г. был спущен на воду первый русский дредноут – линкор "Севастополь". 100 прошедших лет, впрочем, показали, что российский флот, хоть и принес родине множество славных побед, оказался для страны не так важен, как армия.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Ровно век назад морские вооруженные силы страны вступили в новую эпоху – эпоху больших войн. 29 июня (по новому стилю) 1911 г. был спущен на воду первый русский дредноут – линкор "Севастополь". 100 прошедших лет, впрочем, показали, что российский флот, хоть и принес родине множество славных побед, оказался для страны не так важен, как армия.

Цусима подсказала…

Новый корабль, имевший большее количество пушек главного калибра и обладающий высокой скоростью, появился на свет после того, как страна потерпела унизительное поражение в русско-японской войне 1904-05 гг. Исход Цусимского морского сражения был решен практически в первые тридцать минут сражения – в основном, между броненосцами. В итоге 21 русский корабль (в том числе семь броненосцев) был потоплен японцами, семь – захвачены в плен и шесть интернированы.

Другим мотивом в постройке "Севастополя" стало желание России не отстать от ведущих морских держав, которые обзаводились своими дредноутами, названные так по имени тяжелого британского линкора, ставшего родоначальником этого класса кораблей.

Помимо "Севастополя", в строй вводились однотипные "Петропавловск", "Гангут" и "Полтава". Однако от спуска на воду до вступления в строй прошло несколько лет.

Корабли дооснащались вплоть до начала Первой мировой войны и в итоге вышли в море только в 1915 году. Какого-то особого влияния на ход боевых действий они не оказали.

Единственным достоинством первых русских дредноутов оказалось лишь отличное артиллерийское вооружение. А вот крепостью брони, в погоне за более высокой скоростью хода, пришлось пожертвовать. Неудачной оказалась и попытка увеличить дальность хода, спроектировав, наряду с паровыми турбинами, и дизели, от которых в силу технических причин пришлось отказаться. К тому же, в условиях господства германцев на Балтике, русский флот на этом театре военных действий оказался, по сути дела, всю войну запертым в восточной части моря.

Равноправный союзник

Император Александр III любил повторять, что "у России есть только два верных союзника – армия и флот" и был прав. Созданный в эпоху Петра I военно-морской флот России вписал немало славных страниц в военную историю страны. В частности, Северная война 1700-1721 годов ознаменовалась не только победами над шведами на суше. Своя "Полтава" была и на море – в Гунгутском сражении 1714 года, когда отечественные моряки одержали первую и очень важную в своей истории победу.

Престиж России еще больше подняли виктории, одержанные адмиралом Ушаковым. Федор Федорович Ушаков неоднократно бил турецкие эскадры, а во время Средиземного похода 1798-1800 годов от него досталось и революционным французам, оккупировавшим Италию.

Адмирала называли "морским Суворовым", и сам непобедимый Александр Васильевич после блестящего штурма острова Корфу с его сильно укрепленной крепостью в феврале 1799 года восторженно писал: "Ура Русскому флоту! Почему не был я при Корфу хотя бы мичманом?"

Традиции Ушакова продолжили такие талантливые адмиралы, как Нахимов и Корнилов. Первым в ноябре 1853 года в Синопском сражении был разгромлен турецкий флот, который потерял семь фрегатов и пять корветов и сдался на милость победителя вместе с адмиралом Осман-пашой. Второй в качестве начальника штаба Черноморского флота в том же году участвовал в первом в истории бое паровых судов – между "Владимиром" и "Перваз-Бахри".

Российские морские силы использовались и в качестве политического инструмента. Так, во время гражданской войны в США Россия в 1863 году направила к берегам Северной Америки две свои военные эскадры – одна на тихоокеанское побережье, другая на атлантическое, которые оставались там в течение года.

Таким образом, наша страна выступила гарантом независимости Соединенных Штатов перед лицом возможной интервенции со стороны Англии и Франции. Янки по достоинству оценили жест доброй воли, с восторгом встретив русских моряков, а президент США Авраам Линкольн принял в Белом доме офицеров фрегата "Александр Невский", флагмана атлантической эскадры.

Превращение в младшего брата

Однако виктория Нахимова при Синопе стала не только последним боем парусных судов, но и последней стратегической победой русского флота над военно-морскими силами противника. С наступлением эры промышленного развития, российский ВМФ все больше терял самостоятельное значение и из равноправного партнера превращался в помощника армии.

Окончательно статус-кво закрепила русско-японская кампания, в которой, впрочем, досталось и армии, и флоту. Надо отметить, что, несмотря на героизм отдельных экипажей (например, крейсера "Варяг"), война показала, что у руководителей военно-морских сил страны отсутствует стратегия ведения боевых действий против практически равного по силе противника.

Первая мировая война велась основными противоборствующими сторонами в основном на суше, и значение ВМС, как самостоятельного рода войск, резко снизилось. Балтийский и Черноморский флота, запертые во внутренних морях, вели себя довольно пассивно, и основная боевая нагрузка легла на солдат, а не матросов.

Подобная конфигурация повторилась и во время Великой Отечественной войны, когда находящиеся в восточной части Балтийского моря советские корабли несли потери от налетов люфтваффе.

При этом на севере страны, где имелась возможность открытого выхода в Мировой океан, находились весьма незначительные силы, которые не смогли, например, помешать германскому карманному линкору "Адмирал Шеер" летом 1942 года совершить безнаказанный рейд по Северному морскому пути СССР.

Советские моряки доблестно воевали под Ленинградом и Москвой, в Севастополе и Сталинграде, высаживали десанты на побережье Румынии и Крыма, проводили в рамках ленд-лиза морские караваны. Но все это делалось в рамках поддержки основного защитника страны – Красной Армии.

В послевоенное время, в пору холодной войны модернизированный флот вышел, как в былые времена, в воды Мирового океана, периодически трепля нервы потенциальному противнику – в основном, США. Но до прямого боестолкновения дело не дошло. Никто из сторон не хотел начинать самоубийственную Третью мировую войну.

Что же касается современного российского флота, то на переломе эпох никому не было дела до его развития. В бурные 90-е моряки были задействованы в основном во время войны в Чечне, куда с бора по сосенке собирались отовсюду боеспособные части. В 2000-е пришло понимание того, что дряхлеющий флот нужно не просто модернизировать, но "заточить" под новые военно-стратегические задачи. В частности, для использования в локальных конфликтах, пришедших на смену крупномасштабным, а также для участие в борьбе с террористами и пиратами.

Новые задачи потребовали и новых типов кораблей. 17 июня 2011 года в Санкт-Петербурге Россия и Франция подписали соглашение на поставку двух десантных вертолетоносцев типа "Мистраль" для нужд министерства обороны РФ. Это – крупнейшая сделка между страной-членом НАТО и Россией, ее стоимость составила 1,2 млрд евро.

Одновременно объявлено о намерении приступить с 2016 года к проектированию и постройке авианосца, который, будучи введен в строй, станет вторым кораблем такого класса (помимо тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", который сейчас входит в состав Северного флота).

От мятежа до металлолома

Наш герой, с которого мы начали рассказ, первый русский дредноут "Севастополь", после 1917 года участвовал в обороне Кронштадта, а когда в марте 1921-го вспыхнул Кронштадский мятеж, вел огонь по большевистским войскам. После подавления мятежа был переименован в "Парижскую коммуну".

Великую Отечественную линкор встретил уже на Черном море, участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива. 31 мая 1943 года старому боевому кораблю вернули прежнее название, а в 8 июля 1945 года он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Окончил "Севастополь" свои дни в 1956 году, когда его исключили из списков кораблей ВМФ и отправили на металлолом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала