МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Фильм британско-индийской тележурналистки Джеммы Атвал (Gemma Atwal) "Марафонец" (Marathon Boy) - это снимавшаяся на протяжении пяти лет история о том, как ненависть и алчность разрушают мечту, представлен в понедельник в рамках документального конкурса ММКФ.
"Марафонец" - история Будии Сингха (Budhia Singh), родившегося в трущобах восточноиндийского города Бубанешвар. Родная мать продала его, трехгодовалого, уличному торговцу за 800 рупий (15 долларов). Спас мальчика инструктор по дзюдо по имени Биранчи Дас, который изначально хотел обучать Будию борьбе, а бегать его заставил в качестве наказания за сквернословие. Так родилась звезда: к пяти годам мальчик принял участие в 48 марафонах и превратился в кумира всего 36-миллионного штата Орисса. В этот момент на Будию обратили внимание местные власти, которые обвинили его тренера в эксплуатации малолетних, а ему самому запретили бегать. На время разбирательств Будию вернули матери, и он снова очутился в трущобах, где, по всей видимости, под нажимом дал показания против Даса. Спустя некоторое время тренера нашли убитым, и кто был заказчиком преступления, так и не установили, хотя исполнителей поймали и осудили на пожизненное заключение.
"Мы думали снимать даже дольше, чем пять лет. Мой изначальный замысел был - попытаться понять, сбудется ли мечта, станет ли Будия великим марафонцем. Но потом мы поняли, что за этим материалом появляется гораздо более мрачная, жесткая история, о том, как мечта разрушается ненавистью, завистью, алчностью", - сказала Атвал.
Она объяснила, что долгое время не понимала, кто из двоих - мальчик или тренер - будет в картине главным героем.
"Если Будия - то допустимо ли делать кино про маленького мальчика, которому в фильме даже не дается слова? Но потом я поняла, что Будия - лицо истории, а ее настоящая движущая сила - Биранчи. Тогда все стало на свои места. Фильм оказался историей двух людей, которых объединила мечта, но разделил реальный мир", - продолжила режиссер.
Атвал рассказала, что она и сама родилась в трущобах, только не в Ориссе, а в Пенджабе. Впоследствии ее удочерила британская семья, и выросла она в Лондоне. Карьеру начинала как тележурналистка, однако в этой работе ей не хватало "человеческих историй", и она стала учиться снимать. "Марафонца" Атвал затеяла на собственные деньги.
"На протяжении этих пяти лет я ездила в Индию по четыре-пять раз в год. Возвращаясь в Лондон, хваталась за любые подработки, а потом снова уезжала", - призналась она.
Режиссер объяснила, что преодолеть знаменитую индийскую бюрократию удалось прежде всего благодаря знакомствам среди влиятельных людей: они никогда не ставили своих подписей на официальных документах, однако благодаря их влиянию присутствие съемочной группы терпели.
"Постепенно ко мне привыкли: они даже посмеивались надо мной, спрашивали - как? Вы еще не досняли? Чего вы еще хотите: вон ваш мальчик, бегает", - вспоминает о своих съемках Атвал.
"Сложнее было иметь дело не с властями, а с трущобной мафией - приходилось снимать под охраной", - продолжает она.
Режиссер добавила, что по-настоящему сопереживала своему герою. В кульминационной сцене фильма, где мальчик, пробежав марафон, начинает задыхаться, она выключила камеру и стала звать тренера.
"Эту сцену вообще сняла не я. Я не чувствовала себя вправе с этической точки зрения продолжать снимать в тот момент, когда Будии становится по-настоящему плохо. В итоге, в фильм попала хроника, отснятая местным спортивным каналом, которую мы купили за бешеные деньги", - рассказала Атвал.
Сейчас, по ее словам, Будия живет в частном приюте, она старается с ним поддерживать связь и учредила благотворительный фонд, который помогает как самому Будии, так и тем детям, которых вместе с ним воспитывал Биранчи.
"Репортеров с камерами к нему не пускают, и это правильно: он долгое время жил в некоем "шоу Трумена" и теперь заслужил право побыть просто ребенком", - заключила режиссер.
Она также добавила, что в ее съемках есть материал, позволяющий определить истинного заказчика убийства Биранчи Даса, однако все юристы, с которыми она консультировались, велели исключить эти кадры из фильма, чтобы не нарваться на иск о клевете.
До ММКФ "Марафонец" участвовал в кинофестивалях в Нью-Йорке и Сан-Франциско и получил восторженные отзывы прессы, отмечавшей не только беспристрастный рассказ о событиях, но и блестящую операторскую работу Мэтта Нормана и анимационные вкрапления, исполненные в стиле традиционного индийского театра теней.