Рейтинг@Mail.ru
Российских стариков некому лечить - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российских стариков некому лечить

Читать ria.ru в
Дзен
Ежегодно не менее 4 миллионов пожилых людей в Европе страдают от физического насилия: им наносят побои, ожоги, раны, их лишают свободы передвижения, не оказывают надлежащей медпомощи. Официальной российской медицине при ее нынешнем устройстве старым людям и вовсе не помочь, считают эксперты.

Ирина Власова, медицинский обозреватель, для РИА Новости.

Ежегодно не менее 4 миллионов пожилых людей в Европе страдают от физического насилия: им наносят побои, ожоги, раны, их лишают свободы передвижения, не оказывают надлежащей медпомощи, свидетельствует исследование ВОЗ "Европейский доклад по предупреждению плохого обращения с пожилыми людьми". Официальной российской медицине при ее нынешнем устройстве старым людям и вовсе не помочь, считают эксперты и предлагают разные варианты спасения российских стариков.

Уязвимая группа населения

В 2000 году численность пожилого населения мира (люди старше 60 лет) достигала 590 млн человек, к 2025 году количество пожилых людей планеты достигнет 1 млрд человек. По прогнозам демографов, уже к 2015 году каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (от 75 лет).

Данные российских демографов говорят, что старение населения в России наиболее выражено в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы). Такая тенденция, по мнению специалистов, требует планомерного развития в России гериатрической службы и геронтологии как науки, улучшения качества социальной работы, особенно в отдаленных территориях. Но здоровье стариков – тема в обществе крайне непопулярная, и вспоминают о ней разве что ближе к 9 мая.

По мнению участников круглого стола, состоявшегося на днях в Госдуме, "ни структурных, ни функциональных изменений в здравоохранении нет уже десятки лет", а "отдельные финансовые вливания и "программы" не решают ничего по существу". И понятно, что более всего от этого комплекса проблем в отечественном здравоохранении страдают самые уязвимые группы населения, к которым относятся жители отдаленных территорий и люди старшего возраста.

Для стариков особую актуальность приобретает проблема удаленности медпомощи, особенно ярко выраженная на селе. Жители глубинки вынуждены умирать, так как элементарно не способны добраться до областных центров – на то нет ни денег, ни транспорта.

По данным экспертов, сейчас в большинстве поселков с числом жителей в 400-500 человек нет ни одного медработника. "Томская область, так называемый остров Смерти (остров Назин – РИА Новости), – рассказывает член исполкома Пироговского движения врачей России, заведующий кафедры гематологии и гериатрии МГМУ им. Сеченова Павел Воробьев. – Проживает 400 человек, большая часть пожилые и старики. Но есть и дети. На всех работает единственный врач – педиатр, собирающаяся на пенсию. Участковая больница закрыта. Работает врач в школе в маленьком кабинете. В наличие устаревшая бормашина, лекарств мало. Что будет, когда она уйдет?"

"Мест, где врачей нет вообще, – масса, – говорит профессор Воробьев. – Мы семимильными шагами идем к уничтожению медицины в отдаленных местах: будут стоять сверкающие медцентры в крупных городах, но старикам на острове от этого легче жить не станет".

"Поскольку происходит сокращение лечебных учреждений на селе и в маленьких городах, их физическая доступность только ухудшилась, – говорит президент общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов. – И, видимо, в процессе проходящей модернизации улучшения не произойдет".

Платная медицина – барьер

Еще одна проблема – стоимость медпомощи. По разным оценкам (ВЦИОМ, центр Левады, ЦМИ "Фармэксперт"), прямые платежи населения составляют от 30 до 60% всех расходов в стране на здравоохранение. Анализ материального статуса обслуживаемых на дому стариков показывает, что почти треть из них имеют доход ниже прожиточного минимума, подчеркивают эксперты.

Непосредственно затрагивает стариков и резкое сокращение коек в психиатрических стационарах. По данным экспертов, в России 16% всех больных с расстройствами психики нуждаются в стационарном лечении. Из-за отсутствия адекватного амбулаторного лечения до 20% больных госпитализируются повторно. После передачи полномочий по оказанию психиатрической помощи в субъекты РФ число психоневрологических диспансеров сократилось на 16% (за последние 5 лет), и в первую очередь это произошло в маленьких городах и селах.

Психические больные не едут к врачу даже за лекарствами. Старикам недоступны и аптеки. Рентабельность аптеки возможна, если она обслуживает минимум 1,7-2 тысяч человек.

"Сельские" аптеки в основном сосредоточены в райцентрах, их практически нет в деревнях и поселках с числом жителей менее 1-2 тыс человек. Далеко не везде решило проблему доступности лекарств на селе разрешение Минздравсоцразвития продавать препараты в фельдшерско-акушерских пунктах – нет ни кадров, ни помещений, ни опять-таки транспорта.

На фоне развития современных технологий в мире и в том числе в России, замена крупных суставов (тазобедренного, коленного) в нашей стране квотируется и остается малодоступной. Стентирование коронарных артерий, останавливающее развитие инфаркта миокарда, проводится лишь в нескольких городах страны. Недоступно зубопротезирование. Огромное количество пожилых людей страдает глаукомой и катарактой.

Помогут только парамедики?

Несвоевременная диагностика при туберкулезе, сепсисе, легочных эмболиях, инфекциях мочевыводящих путей, злокачественных опухолях у стариков – обычное явление в России. И в условия плохой доступности медпомощи этой группе населения старики просто остаются брошенными, считают эксперты.

Смотреть фотоленту "Репортаж из Первого московского хосписа">>

"О качество медицинской помощи этой группе говорит хотя бы тот факт, что за 2010 год количество ветеранов в Москве уменьшилось вдвое, – говорит профессор Павел Воробьев. – Специализированная геронтологическая помощь как единая система в стране просто отсутствует".

Специальность врача-гериатра введена в России еще в 1994 году, но место этого специалиста в первичном звене здравоохранения определено нечетко, его функциональные обязанности в полной мере не реализованы. Врачей этой специфике не учат, как дисциплина геронтология в России просто исчезает.

В отсутствие госпрограммы оказания цельной медико-социальной помощи этой группе населения изменить ситуацию вряд ли возможно, считает Воробьев. Работающие в РФ несколько гериатрических центров и отделений в многопрофильных больницах в систему не развились, и каждый из них, по мнению экспертов, "варится в собственном соку".

В России как никогда ранее необходимо профессиональное развитие само- и взаимопомощи, создание службы парамедиков (пожарные, полиция, водители, стюардессы и проводники в поездах), которые должны получать дополнительное вознаграждение за оказание ими доврачебной медицинской помощи. Без них с оказанием медпомощи на селе одному официальному здравоохранению уже не справиться.

На круглом столе в Госдуме прозвучало и предложение о таком радикальном изменении социальной помощи: детям, ухаживающим за своими престарелыми родителями, нужно выплачивать пособие как социальным работникам.

Эксперты ссылаются и на международный опыт создания систем взаимопомощи пожилых друг другу, систем круглосуточного ухода (временного совместного проживания с одинокими стариками социальных работников, дома для постоянного проживания пожилых с повышенным геронтологическим уходом, дома сестринского ухода, хосписы и прочее).

Проблема в том, что до дня создания хотя бы одной такой системы многие российские старики не доживут.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала