МОСКВА, 20 июн - РИА Новости. Четырнадцатый Международный конкурс имени Чайковского, который проходит в Москве и Санкт-Петербурге с 14 июня по 2 июля, невероятно высок по уровню исполнителей и организации, сказал журналистам композитор Родион Щедрин, написавший для музыкального форума специальное произведение.
"Я бы хотел отметить два высоких уровня - это уровень исполнительства и уровень организации, что для России обычно не самое типичное явление", - сказал композитор, добавив, что, по его мнению, "конкурсу найдено какое-то новое дыхание".
"Думаю, это во многом это идет от личности Гергиева, у которого колоссальная энергетика и понимание того, что нужно сегодня, в том числе, и в конкурсных делах. Знаете, Пушкин сказал, что "гений - это союз ума и фурий" - вот у Гергиева это есть", - считает Щедрин.
Также он отметил, что поражен исполнительским уровнем участников соревнования, которых он успел "отрывочно" послушать в специальностях "Фортепиано", "Виолончель" и "Скрипка".
"То, что раньше приходилось слышать на предыдущих конкурсах, - это были вспышки, а сейчас исключительный общий уровень", - подчеркнул композитор.
Также он признался, что поражен количеством зрителей, приходящих послушать конкурсантов, начиная с первого тура.
"Я успел посмотреть скрипачей в петербургском зале Глинки - битком, сегодня в Большом зале у пианистов то же самое - ни одного пустого стула. Удивительно, как еще в России почитают классическую музыку. Это такая радость", - отметил композитор.
Специально для состязаний пианистов Щедрин написал "Чайковский-этюд", который вошел в обязательную программу второго тура. По признанию композитора, в это сочинение вошла "гомеопатическая блестка из части "Август" "Времен года" Чайковского.
"Целью было задать задачу из нелегких каждому конкурсанту, чтобы он мог показать не только свои технические возможности, но и ощущение драматургии", - рассказал Щедрин.
По его мнению, "это виртуозное сочинение, совсем непростое для исполнителя, но если он сможет его освоить, это еще раз подтвердит его достоинства".
Кроме того, композитор высказал свои пожелания к конкурсантам, отметив, что "в нотах стоит метроном, и неплохо было бы, чтобы исполнители его воспринимали за достоверность".
В заключение Щедрин затронул волнующий все музыкальное сообщество вопрос о разделении конкурса на два города. Впервые в этом году половина конкурса, а точнее соревнования по специальностям "скрипка" и "сольное пение", переехала из Москвы в Санкт-Петербург.
"Мне думается, это просто прекрасное решение. Москва как-то все загребала, какая-то жадность была, и люди переедали, а в Петербурге не меньше любят музыку. Тем более, что Чайковский имеет к Петербургу отношение не меньшее, чем к Москве", - считает композитор.
Конкурс Чайковского, проходящий раз в четыре года, проводится в этом году в 14-й раз, на нем молодые музыканты состязаются по специальностям "Фортепьяно", "Скрипка", "Виолончель" и "Сольное пение".