Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
С главой китайского государства Ху Цзиньтао Дмитрий Медведев не планировал отдельной двусторонней встречи в Астане, на завершившемся в среду саммите Шанхайской организации сотрудничества. Дело в том, что сразу после Астаны два лидера запланировали переговоры в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге, на экономическом форуме. Это будет юбилейная дипломатия накануне 10-й годовщины подписания "большого договора" 2001 года между Москвой и Пекином. Годовщины подобных документов хотя бы в минимальной степени помогают переоценке ценностей: зачем нам Китай, зачем мы Китаю в нынешнем, новом мире?
Смотреть фотоленту "Лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества в Астане" >>
Близость - до какой степени?
Если поискать главную проблему в отношениях России и Китая на данный момент, то это будет цена на газ. Тот, который должен пойти в Китай из восточной Сибири. Собственно, споры по "формуле цены" на газ идут почти непрерывно как раз около 10 лет, с тех пор как проекты эти начали обсуждаться.
Это не совсем коммерческий вопрос. Он в чем-то напоминает историю насчет того, давать ли Китаю атомную бомбу или нет - вопрос этот решал Мао Цзэдун сначала со Сталиным, а потом с Хрущевым в конце 1940-х - начале 1950-х годов, когда не было еще Договора о нераспространении. За закрытыми дискуссиями на эту тему скрывалось главное и ключевое: в какой степени и для чего именно Москва и Пекин - союзники и партнеры?
В итоге бомбу Мао не получил, уже через 6-7 лет китайцы сделали ее сами.
Что касается газа, то какая цена правильная - 300-400 долларов, по которой его у нас получает Европа, или 100-150, как хотят китайцы? Тут надо учитывать, что цены на энергоносители - штука не очень рыночная, она слабо связана с издержками на добычу и транспортировку. Но давайте заострим вопрос до абсурда: а как насчет того, чтобы поставлять газ китайцам вообще бесплатно? Выгодно это или невыгодно России?
С одной стороны, стратегической - да. Потому что нам вроде бы выгодно превращение Китая в первую державу мира. Он в любом случае, в силу своей культуры и традиций, будет вести себя иначе, чем США. Правда, России (и не только ей) хотелось бы чего-то другого - нескольких примерно равных по силе мировых держав. Но так или иначе практика показывает, что единственных сверхдержав не бывает, потому что всем всегда хочется ослабить их "единственность".
А с другой стороны - почему бы тогда и Китаю не поставлять нам некоторые товары бесплатно, а то непобедимая торговая экспансия китайской индустрии меняет экономические ландшафты целых континентов, и России тоже это далеко не всегда выгодно.
То есть экономический смысл нашего партнерства далеко не ясен, как в двусторонних отношениях, так и - особенно - в отношениях на рынках третьих стран.
Несмотря на "большой договор", будущее наших с Китаем отношений всегда будет сложным. И, конечно, Медведев и Ху на одной встрече ничего не решат, здесь - длительный процесс.
Любовь и дружба
Многие, наверное, заметили, что на днях Государственную премию за 2010 год получили востоковеды Михаил Титаренко, Артем Кобзев и Анатолий Лукьянов за завершение фундаментальной академической энциклопедии "Духовная культура Китая". Это можно считать политическим жестом, в том числе и накануне очередного приезда Ху Цзиньтао. Но вообще-то книга абсолютно потрясающая, не имеющая аналогов в мире. Шесть иллюстрированных томов, от философии до искусства, каждый страниц по 600, и исключительного качества.
В России, возможно, лучшее в мире китаеведение. Да и вообще можно говорить о редком понимании и совпадении ценностей не между правительствами даже, а между двумя народами. Здесь, возможно, и лежат самые главные итоги десятилетия того самого "большого договора" - в человеческой сфере. Давайте посмотрим, что произошло в этой самой сфере за указанные годы.
Исчез из массового российского сознания образ Китая как бедной, грязной страны, производящей некачественные товары. Россия, пусть с запозданием, поняла, что Китай - символ будущего, модернизации, успеха и т.д. Правда, заодно пришлось понять, что роли партнеров переменились. Еще в 1990-е Россия по совокупности факторов (стратегический потенциал плюс экономика плюс…) весила больше Китая. А сейчас все наоборот, и это не всем еще привычно.
Зато вытесняется из общественного сознания изначально позорная и глупая идея насчет "демографического давления" Китая на Россию, "заселения китайцами Сибири" и прочего.
В целом, по многим опросам - ВЦИОМ, SuperJob.ru и другим - китайцы для нас самая дружественная нация. Произошло это по нескольким причинам: кино, рестораны, но прежде всего - туризм.
На первой строчке списка стран, куда россияне едут отдыхать, идет борьба за "египетское наследство": те, кто раньше выбирали Красное море, сейчас предпочитают то Турцию, то Таиланд. Турция явно победит. А вот на втором месте прочно угнездился Китай. Всего в 2010 году Китай посетили 2,370 млн российских граждан, на 36% больше, чем в 2009 году. Ну, а что касается поездок в такую особую территорию страны, как Гонконг, то тут цифры прироста и вообще удивительные.
И ничего удивительного, что в ходе встреч Медведева-Ху будут активно обсуждаться программы годов российского туризма в Китае и китайского в России (пройдут в 2012 и 2013 годах). Это вполне политический и стратегический сейчас для нас вопрос.
Смотреть фотоленту "Государственный визит Ху Цзиньтао в Россию" >>
И, наконец: по итогам прошлого года Китай оказался первым зарубежным торговым партнером России.
Видимо, он таковым останется и к концу 2011 года, с товарооборотом примерно в 70 миллиардов долларов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции