Анна Курская, РИА Новости.
Белоруссия задолжала России за два месяца за электричество. Компания "Интер РАО", российский экспортер электроэнергии, вводит ограничения в поставках. И это не единственная беда Минска, связанная с нынешним экономическим кризисом. В Белоруссии возобновились массовые акции протеста - и на этот раз они не связаны с действиями политической оппозиции. Протестуют автомобилисты. В стране продолжается рост цен на бензин (четвертое повышение с начала года), все длинней очереди на заправках. С 8 июня на 30-60% подорожали сигареты, а фактически - вовсе исчезли из продажи. В обменных пунктах по-прежнему невозможно купить иностранную валюту.
Приведут ли нынешние экономические трудности к по-настоящему серьезным гражданским акциям? Эксперты полагают, что властям удастся удержать контроль над ситуацией - как минимум до осени. Словно в подтверждение этому президент Лукашенко на следующий день после акции автомобилистов приказал снизить цены на бензин.
Автомобилисты протестуют
Согласно приказу Белнефтехима, 7 июня дизельное топливо подорожало на 30,8% до 5,1 тысячи белорусских рублей за литр, бензин А92 подорожал на 29,1% (5,1 тыс рублей за литр), А95 - на 33,3% (5,8 тыс рублей за литр). Со дня последнего подорожания топлива на 25%, которое было 24 мая, прошло две недели. Это уже четвертое повышение в текущем году.
Днем ранее на АЗС Белнефтехима ввели ограничение по реализации топлива за наличный расчет. На одну машину разрешено продавать не более 25 литров. После этого к автозаправочным станциям потянулись вереницы автомобилей. Очереди в километры вырастали за минуты.
Вечером 7 июня в Минске прошла акция протеста автомобилистов "Стоп бензин" против подорожания топлива. Несколько десятков участников акции, имитируя поломки своих автомобилей, блокировали движение на главной улице Минска.
"Десятки автолюбителей практически парализовали движение на проспекте Независимости, - рассказал РИА Новости Алексей Король, главный редактор независимой белорусской газеты "Новый час". - Акция длилась более двух часов, и водители, случайно проезжавшие мимо, присоединялись к ней. Прохожие приветствовали водителей. Показательный жест - в воздух и на асфальт из окон машин летели мелкие купюры в знак того, что они превратились в "фантики", больше не имеющие ценности. Пятеро участников акции протеста были задержаны, над ними уже начались суды".
Возможен ли социальный взрыв?
Акция автомобилистов может стать первой в ряду многих, считают эксперты.
Нынешний рост цен, обесценивание белорусского рубля, обрушение заработной платы более чем на 50% привели к росту протестных настроений в обществе, утверждает Алексей Король.
"Реплики, осуждающие режим Лукашенко, можно услышать в очередях, в общественном транспорте. Сегодня протестные настроения носят, в основном, пассивный характер, но уже есть приметы их перерастания в активные действия. Массовый протест вполне возможен, хотя и не в ближайшее время. Но если сегодняшний уровень цен не стабилизируется, если возникнут задолженности по зарплатам на предприятиях, то возможен социальный взрыв", - считает журналист.
Ситуация, по его мнению, может развиваться по сценарию начала 1990-х годов, когда в Белоруссии прошли социальные волнения.
"Белорусы пока верны старому принципу, что нужно выживать индивидуально, в том числе и за счет продуктов, выращенных на дачном участке. Но к осени ситуация может обостриться", - отметил Алексей Король.
Российские эксперты согласны с тем, что нынешняя ситуация не может нравиться белорусскому обществу. Вопрос в том, каковы будут действия властей и насколько люди будут готовы принять наступившие трудные времена.
"Я думаю, что общество готово затянуть пояса, понимает причины происходящего и не склонно к резким движениям", - рассказала РИА Новости Дарья Ушкалова, кандидат экономических наук, научный сотрудник института экономики РАН.
"За прошлый год денежные доходы населения в Белоруссии выросли на 30%, а сейчас происходит возврат уровня жизни к прежним значениям. При таком сценарии внезапных социальных взрывов быть не должно. Но если уровень жизни населения "просядет" сильнее, тогда может возникнуть серьезное недовольство", - полагает эксперт.
Общество не идет за оппозицией
Реакция общества будет во многом зависеть от успеха протестных акций, полагает Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика".
"Если посмотреть историю Белоруссии за последние 25 лет, там довольно редко случались мощные протестные акции. С другой стороны, общество все более остро чувствует, что власти теряют контроль над ситуацией - экономической, внешнеполитической, в сфере безопасности. Многое зависит от ситуации в Минске, который довольно критически настроен по отношению к Лукашенко", - рассказал РИА Новости политолог.
По мнению эксперта, в Белоруссии, так же как и во многих других постсоветских странах, например, в Казахстане и России, сегодня нет мощного альтернативного полюса политических симпатий. То есть недовольство властью растет, но стремление идти за кем-то из оппозиционных лидеров общество не демонстрирует.
"Вариантов может быть два. Либо власти воспользуются ситуацией для того, чтобы переждать кризис и уцелеть, либо возникнут какие-то одиночки, которые станут серьезными полюсами симпатий и поведут за собой всех", - сообщил эксперт.
По его мнению, это отдаленно напоминает ситуацию в России. Снижение рейтингов президента и премьер-министра, социальная апатия, недовольство общества инфляцией и ростом цен на бензин не сопровождается каким-либо серьезным ростом популярности оппозиционных сил или несистемных лидеров. Скорее, это выливается в общее раздражение от политики как таковой, которая не становится источником надежд для граждан - ни сторонников власти, ни оппозиционеров.
"Я думаю, что на постсоветском пространстве к ситуации в Белоруссии ближе всего ситуация в Киргизии последних 5-7 лет. Но в Белоруссии нет такого раскола страны и территориальной конкуренции элит, которая была в Киргизии, где возникающие волнения иногда переходили в революции", - рассказал Михаил Виноградов.
Объединиться в кризис
Активность партийной оппозиции в Белоруссии заметно снизилась в последние месяцы. Это стало следствием арестов и разгонов акций протеста в связи с выборами президента в декабре 2010 года. Оппозиционные силы в стране сегодня разрознены.
"Идея объединения этих сил есть, за него высказывались все, но конкретных шагов практического объединения пока не видно", - отметил Алексей Король.
Чтобы в объединении был смысл, белорусской оппозиции сегодня нужно разработать собственную программу выхода страны из экономического кризиса, считает Дарья Ушкалова.
"Сегодня оппозиция предлагает немедленно остановить накачивание экономики деньгами и прекратить кредитование. Но эта мера однозначно приведет к остановке экономического роста и, конечно, к негативным последствиям. Поэтому вполне возможно, что инициативу будут удерживать официальные власти, которые принимают меры по снижению дефицита платежного баланса", - отметила экономист.
Социальные сети
Характерная особенность "новых" революций - организующая роль интернета и социальных сетей в подготовке согласованных действий граждан. Хорошо известен опыт Египта, когда согласованные массовые протестные выступления в начале этого года координировались через "Фейсбук" и "Твиттер". Похожая ситуация, хотя и не в таких масштабах, складывается в Белоруссии.
"Сегодня импульсы активного протеста исходят из гражданского общества, зарегистрированных и незарегистрированных негосударственных организаций, сообществ и групп в социальных сетях в интернете. Можно отметить возрастающую роль интернета в организации протестных действий. Так, организация акции "Стоп бензин" шла, в основном, по интернету", - сообщил Алексей Король.
Известны случаи, когда координаторов социальных групп в интернете вызывали на допросы в КГБ. Это привело к тому, что многие пользователи овладели новыми технологиями общения в интернете, не фиксируемыми извне.
"Можно сказать, что преследования со стороны властей ликвидируют интернет-безграмотность у населения", - подчеркнул журналист.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции