Ирина Власова, медицинский обозреватель, для РИА Новости.
Воздух столицы России сегодня – это жуткий коктейль из пыльцы растений, эпидермиса и хитина живых существ, спор грибов, бытовой пыли, выхлопных газов, продуктов горения, табачного дыма. К этому добавьте запыленность и загазованность воздуха рабочих зон, а также иные факторы – повышенные уровни шума, ультра- и инфразвука, вибрации и так далее.
По оценке ВОЗ, жители мегаполисов в среднем живут на четыре года меньше, чем остальные жители страны. Согласно Атласу "Здоровье России" под редакцией кардиохирурга профессора Лео Бокерия, зоны экологического неблагополучия охватывают около 15% территории России. Об этих данных эксперты напомнили на круглом столе "Экологическая агрессия большого города", прошедшем 7 июня.
"По экспертным оценкам, общая цена экологического неблагополучия России сегодня достигает 300-350 тыс дополнительных смертей в год, – отметила заведующая отделением фармакологических исследований Федерального научно-клинического центра отоларингологии ФМБА России Галина Тарасова. – Одно только загрязнение воздуха взвешенными частицами вызывает дополнительную смертность до 40 тыс человек ежегодно. А вклад загрязнения атмосферы в городах в общую заболеваемость превышает 40%".
Виноваты автомобили
Главный источник негативного воздействия на здоровье населения мегаполиса – автомобильный транспорт. На его долю приходится около 38% общего антропогенного (произведенного человеком) загрязнения атмосферного воздуха и более 90% объема вредных выбросов. Это один из ключевых источников парниковых газов, дающий около 5% общих выбросов СО2. Так что, по мнению медиков, автомобили виноваты сегодня почти в половине всех респираторных заболеваний москвичей.
"Особенно автомобили опасны, когда они газуют, стоя у светофоров или в пробках. В этот момент в воздухе наибольшая концентрация вредных газов, – пояснила старший научный сотрудник ГНИЦ профилактической медицины, кандидат медицинских наук Галина Холмогорова. – В группе риска – дети, пожилые люди и горожане, страдающие хроническими заболеваниями".
Максимален риск у людей, работающих на транспорте или живущих вблизи автомагистралей. По данным главного терапевта-пульмонолога Минздравсоцразвития РФ, академика РАМН Александра Чучалина, через 10 лет работы практически все они имеют хроническую обструктивную болезнь легких. Повышаются и риски развития канцерогенных эффектов. Самые неблагополучные округа города – Юго-Восточный и Центральный.
По данным специалистов общественной организации "Лига здоровья нации", более 75% москвичей находится под воздействием очень высокого и высокого загрязнения воздуха. Вклад загрязнения атмосферного воздуха в Москве в формирование показателя общей заболеваемости детей до 14 лет составляет 13%.
Правда, по мнению замруководителя управления Роспотребнадзора по Москве Сергея Фокина, экологическая ситуация в столице хоть и "неблагоприятная, но не катастрофическая", такая же, "как во всех городах мира и больших городах нашей страны".
Только 64 чистых дня в году
По данным "Мосэкомониторинга", с 2002 года уровень загрязнения атмосферы в Москве "устойчиво повышен" в течение 124 дней и "близок к норме" только 64 дня в году. Неблагополучные дни чаще всего приходятся на октябрь.
В сентябре-октябре 2010 года, к примеру, на больничный уходило особенно много работников московского метрополитена, переживших лето 2010-го, казалось бы, без особых потерь. "Снизился иммунитет, участились случаи гипертонии, – рассказал начальник аналитической сектора медслужбы метрополитена Валерий Любимцев. – Самые худшие показатели на Арбатско-Покровской ветке, выходящей на поверхность".
В 2010 году, по данным Росгидромета, именно в октябре в городском воздухе наблюдались повышенные концентрации фенола, диоксида азота, оксида углерода, аммиака и формальдегида. В ноябре – повышенные концентрации фенола, формальдегида, диоксида азота и аммиака. Степень загрязнения воздуха фенолом изменилась от "высокой" до "очень высокой" в пределах Садового кольца. В декабре произошло повышение концентрации фенола. Эти отравляющие вещества на улицах города интенсивно перемешиваются с выхлопными газами автотранспорта, атмосферными выбросами предприятий, химчисток и автозаправок, с пылью и реагентами, создавая газовый аэрозоль, накрывающий город и горожан.
Загрязнение воздуха в жилой зоне составляет 1 мг на кубометр воздуха, в салоне автомобиля – до 100 мг на кубометр воздуха. В воздухе офиса может присутствовать около сотни химических соединений, опасных для здоровья: аэрозоли фенола, формальдегида, свинца, ртути в концентрациях, многократно превышающих предельно допустимые.
Промывание носов не поможет метрополитену
Медики напоминают, что бактериям и вирусам для проникновения в организм человека необходимо 4-8 часов. И если их устранить физически, болезнь не разовьется. Банальное промывание носа слабосолевым раствором, приближенным по своему составу к плазме крови человека, дает и хороший профилактический результат во время пребывания в загрязненной атмосфере города, и эффект при ОРВИ, напоминают аллергологи и ЛОР-врачи. (Осторожно! Противопоказаниями являются непроходимость носовых ходов, кровотечения из носа, доброкачественные и злокачественные новообразования в носу и придаточных пазухах и острые отиты).
Врачи советуют, как справиться с опасностями наступившего лета>>
Но эксперты предостерегают и от централизованных масштабных акций "по спасению от смога и грязи". За ними, как правило, стоит заинтересованный фармацевтический бизнес.
В частности, на том же круглом столе по городской экологии прозвучали предложения о том, что работников столичного метрополитена, "Мосгортранса" и ГУВД Москвы необходимо в обязательном порядке обеспечивать специальными – конкретными – соляными растворами (их рекламу можно увидеть и на ТВ, и в метро, и в прессе). Впрочем, начальник аналитического сектора медслужбы столичного метро Валерий Любимцев выразил большие сомнения в навязывании этой процедуры.
Массовое промывание носов на транспорте, где, по словам самих водителей, "палец йодом помажут, а в остальных случаях вызывают скорую помощь", вряд ли способно кардинально улучшить ситуацию со здоровьем персонала.
По словам Любимцева, главный риск у персонала метрополитена – гипоксия, при которой машинист испытывает повышенную сонливость. Молодежь, устраивающаяся на работу, приходит физически ослабленная, не выдерживающая нагрузок. Поражение слуха, синдром усталых глаз, пагубное влияние десинхронизации, стрессы после случаев самоубийств в метро – вот что выходит на первый план для профилактики, считает доктор Любимцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции