Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по литературе в пятницу сдали 60 тысяч российских выпускников. Пессимисты считают, что кроме этих ребят никто больше родную литературу в старших классах не читал.
Причина прагматическая: если вуз, куда вы хотите поступать, не требует от вас ЕГЭ по литературе, то Пушкин и Толстой вам становятся просто не нужны. Ведь отметка по литературе в аттестате сейчас мало кого интересует - она никак не влияет ни на поступление в вуз, ни на карьеру.
ЕГЭ ни при чем
Остается единственная мотивация - не отстать от других, не прослыть неучем. Но и эта мотивация не очень работает - о падении престижа чтения сегодня не говорит только ленивый. И все же: 60 тысяч на 827 тысяч выпускников - соотношение очень пугающее. 93 процента детей, не имеющих почти никакого представления об отечественной литературе, - угроза нации похуже любых миграционных "нашествий", которыми нас так любят пугать.
Ритуальные проклятия в адрес самого по себе ЕГЭ тут вряд ли оправданы. На самом деле все измерения, да и ежедневный опыт показывают, что школьники отвыкли читать классику задолго до повсеместного введения ЕГЭ в 2009 году.
Единый госэкзамен просто высветил проблему: уже первые эксперименты с ним показали, что ребята бросили читать еще в девяностые.
Что же касается самого ЕГЭ, то он за прошедшие годы усовершенствовался - теперь он включает в себя и элементы сочинения, и общую оценку того или иного периода в отечественной литературе. Времена идиотских вопросов типа уточнения породы собачки Муму давно прошли.
Так что вопрос не в форме тестирования, а в том, как преподавать литературу в школе. А за ним - вопрос еще поглубже: как мотивировать школьников к тому, чтобы чтение стало частью их жизни и в школе, и после нее?
Без человековедения
Когда ЕГЭ делал первые шаги в начале "нулевых" годов, единый государственный экзамен по литературе предполагалось сделать обязательным. Очевидно, в памяти разработчиков еще жива была фраза одного из персонажей Василя Быкова о том, что без бинома Ньютона прожить можно, а без "человековедения" Толстого нельзя.
Но потом, судя по всему, просто испугались той ямы, в которую УЖЕ зашло гуманитарное образование в школе. Встречаясь с журналистами в 2007 году после экспериментального ЕГЭ в ряде регионов, тогдашний глава Рособрнадзора Виктор Болотов сообщил, что не менее 20 процентов участников экзамена получили двойки. Аналогичная ситуация, добавим, была и с математикой. Тогда Болотов отреагировал на эту ситуацию словами о том, что "судьба литературы будет решена уже осенью этого года". Судьба действительно решилась: обязательный экзамен по литературе отменили.
Получается, из двух печальных фактов - провала первого ЕГЭ по математике и такого же провала по литературе - были сделаны разные выводы. По математике ребят стали "тянуть" изо всех сил - государство понимает, что с не умеющими считать гражданами стране конец. А вот с не умеющими читать гражданами такой печальный исход почему-то кажется государству неочевидным.
Недочитавшие
Количество часов на литературу стали сокращать, а недавно задумали и вовсе слить литературу и русский язык в один флакон - русскую словесность. Каковую словесность, по мнению главного разработчика не принятых пока образовательных стандартов для старшей школы Александра Кондакова, можно преподавать и на "интегративном" уровне. То есть на уровне ниже нынешнего (он определяется в стандартах Кондакова как "базовый").
Тем 60 тысячам ребят, которые в пятницу сдавали ЕГЭ по литературе, хочется пожелать терпения и стойкости - ведь в будущем, после окончания выбранных ими гуманитарных вузов, им придется обращаться к "недочитавшему" поколению.
Положение читающего человека в не читающем окружении незавидно - оно тяжело и для самого "шибко грамотного", и для его окружения. Ведь сокращение места литературы в обществе ведет к разрушению связей между людьми, а общество с такими разлаженными межличностными коммуникациями оказывается очень уязвимо. В нем сразу обостряются и межнациональные проблемы, и социальные конфликты, и экстремизм.
Одна из причин, почему именно образованные сословия весь XIX век поставляли кадры для революционного движения в России, состоит в том, что и декабристы, и народники чувствовали себя одинокими островками посреди нечитающей народной массы. В итоге они то мифологизировали эту массу, то брались обманом и насилием лепить из этой массы новое общество. А масса со временем стала мифологизировать революционеров.
Последствием стал самый настоящий экстремизм, плоды которого мы пожинали весь XX век. Одна из причин экстремизма, терзающего ныне Северный Кавказ - "отступление" образования из этого региона. В стремительно архаизирующемся обществе литературу, веками привязывавшую Кавказ к России, заменяет радикальная квазирелигия.
Вернуться к обязательности?
Внушает надежду лишь тот факт, что снижение гуманитарной грамотности "внизу" совпало по времени с подлинным расцветом гуманитарных наук "наверху". За последние двадцать лет в стране появилось беспрецедентное количество отличных учебников, пособий, замечательных монографий по литературе.
Возврат к старой системе - единый учебник, экзамен в школе и коррумпированная приемная комиссия в вузе - сегодня был бы шагом назад. Просто нужно добиться того, чтобы знания по литературе (проверенные, возможно, и по системе ЕГЭ) интересовали несколько большую долю школьников, чем нынешние жалкие 7 процентов.
"Я убежден: экзамен по литературе в 11 классе должен быть обязательным, потому что литература - это предмет, который формирует личность, наделяет ее важнейшими "культурными кодами", - таково мнение председателя Федеральной предметной комиссии разработчиков заданий ЕГЭ по литературе Сергея Зинина.
И здесь с ведущим методистом нельзя не согласиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции