МОСКВА, 29 апр - РИА Новости. Воздушная экспедиция Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Росгидромета в четверг и в пятницу совершила два рейса на арктическую дрейфующую станцию "Северный полюс-38", доставив туда продовольствие, оборудование и полярников, сообщил РИА Новости глава Росгидромета Александр Фролов.
"Мы 28 апреля организовали воздушную экспедицию. Договорились с МЧС о самолете, и на Ан-26, через Певек на дрейфующую станцию сделали два рейса. Доставили туда нового начальника станции и людей на замену", - сказал Фролов.
Станция "Северный полюс-38" была высажена на лед полгода назад, 15 октября 2010 года. За это время станция проделала по Арктике путь в 1697 километров и сейчас находится на расстоянии 1,1 тысячи километров от Северного полюса, к северу от острова Врангеля. В течение шести месяцев на станции работали 15 полярников под руководством инженера-океанолога 53-летнего Томаша Петровского.
По словам Фролова, на льдину на самолете прибыл сменщик Петровского, новый начальник станции Алексей Висневский, который ранее возглавлял СП-33 и СП-35, и еще два специалиста - один на замену, а второй - для пополнения состава экспедиции.
"Самолет также доставил много оборудования, свежих продуктов - нельзя же одни консервы есть", - добавил руководитель Росгидромета.
Он отметил, что эти два рейса позволят станции проработать весь запланированный срок - до сентября-октября. На этот период готовится новая ледокольная экспедиция. Если льдина окажется достаточно прочной и сможет продолжать дрейф, экспедиция заменит экипаж станции, оборудование, и СП-38 будет работать "второй срок". Если же льдину сочтут ненадежной, ледокол заберет людей и оборудование, а затем высадит новую станцию СП-39 на другое ледовое поле.
В настоящее время специалисты ААНИИ уже начали поиск льдины для станции.
Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах.
Работа предыдущей станции СП-37 была завершена раньше, чем планировалось. Льдина, где она находилась, начала дрейфовать по необычному маршруту - ее не вынесло в пролив Фрама (между Гренландией и Европой), а "забросило" к берегам Канады. Ученые ожидали, что здесь льдина сможет продержаться еще около года. Однако в мае она начала быстро разрушаться, и полярников пришлось экстренно эвакуировать.
В результате этой эвакуации отчасти "сгорели" средства, которые планировалось выделить на организацию следующей станции, поэтому среди полярников долго не было уверенности, что в 2010 году будет организована следующая станция. Однако при содействии руководства страны СП-38 все-таки отправилась в дрейф.
Специалисты станции обладают широким набором исследовательских инструментов. В частности, они проводят различные наблюдения с помощью аэростатов и беспилотных самолетов.