МОСКВА, 29 апр - РИА Новости. Минувшая неделя была посвящена вопросам обустройства: спецпредставитель президента по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой получил театр, "Совэкспортфильм" - руководителя и концепцию развития, Нижний Новгород - отреставрированный Арсенал, а Богоматерь Торопецкая - бессрочную прописку в Подмосковье. И только с Александром Мамутом осталась определенная неясность: собирается он прибавлять к своим активам британскую книготорговую сеть Waterstone's - или то были только слухи.
Бессрочная ссылка
Русский музей, похоже, еще не скоро увидит икону Торопецкой (она же - Корсунская и Эфесская) Божьей матери из своего собрания.
С декабря 2009 года по запросу патриархии и настоянию Минкультуры, несмотря на протесты музейщиков, она находится в недавно построенном подмосковном храме Александра Невского при коттеджном поселке "Княжье озеро". Гастроли несколько раз продлевались - полгода, еще полгода, теперь же образ определен на бессрочное переселение. Вскоре (точные сроки пока не называются) он будет перевезен из "Княжьего озера" в Торопец, где, судя по сообщениям на городском портале, его уже давно ждут и активно готовят к приезду святыни Корсунско-Богородицкий собор, откуда она, собственно, и попала в музейный фонд после революции.
Все бы ничего, если бы не одно обстоятельство. Кажется, что между поселком в Подмосковье и храмом в Тверской обла
сти нет никакой связи, однако - и это давно уже ни для кого не секрет - она есть: президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков, застройщик жилья и благотворитель, выделивший средства для восстановления собора. Пока руководство музея просит вернуть икону, министр культуры отвечает, что в специальной климатической капсуле ей не хуже, чем в фондохранилище, и заодно сравнивает выдачу музейных икон в храмы с предоставлением их на разнообразные выставки. Дескать, зарубежными гастролями никто не возмущается, а вот тут - поди ж ты.
Но, у выставки все-таки есть конкретные сроки, в то время как по нынешнему закону иконы в храмы могут передаваться в бессрочное и безвозмездное пользование, оставаясь при этом формально в музейном фонде РФ.
Книга у него уже есть
В понедельник разнеслись слухи о том, что Александр Мамут собирается добавить к своей коллекции культурных активов (институт "Стрелка", издательство "Азбука-Аттикус", кинокомпания "Миру - мир", "Газета.ру") британскую сеть книжных магазинов Waterstone's: над ее нынешними владельцами, концерном HMV, нависает многомиллионный долг, а распродажа - неплохой способ реструктуризации. Правда, подтверждать или опровергать публикации в Financial Times, Guardian и прочих газетах ни один из участников событий не стал. Но если написанное там - правда, получается, что Мамут очень последовательно пытается скрещивать российский бизнес с западным: совсем недавно он продал 25% своих акций "Азбуки-Аттикус" французскому концерну Hachette Livres, обеспечив появление первого иностранного игрока на нашем книжном рынке.
Как корабль назовешь
"Совэкспортфильм", который Минкультуры решило возродить, чтобы оповестить мир о достижениях отечественного кинематографа, обрел руководителя, но вот-вот потеряет имя. Телеведущая Екатерина Мцитуридзе, которая возглавит промо-учреждение, первым делом затеяла ребрендинг: у нынешней аббревиатуры, по ее словам, "совсем не киношный шлейф", так что договариваться с иностранными артхаусными дистрибьюторами она будет уже во главе "Роскино". Причем начнет - уже с каннского фестиваля, где она, по традиции, собирается руководить отечественным павильоном.
Театр одного худрука
На этой неделе экс-министр культуры, шоумен и популярный телеведущий Михаил Швыдкой рассказал, что в октябре в "Горбушке" откроется первый московский Театр мюзикла, он сам станет его худруком. Проект должен соединить российскую традицию репертуарного театра с бродвейским принципом ежедневного проката. В мае пройдет кастинг и будет сформирован основной состав труппы.
Реконструированное здание ДК им. Горбунова любителям легкого музыкального жанра предоставил в аренду завод имени Хруничева; за лето его предстоит приспособить под новые нужды. Швыдкой заверил, что "благодаря" его статусу спецпредставителя президента по международному культурному сотрудничеству в этом проекте нет ни копейки государственных денег, зато спонсоры потихоньку подтягиваются, а к концу третьего сезона театр должен выйти на самоокупаемость.
Первой премьерой станет спектакль "Времена не выбирают", который Швыдкой поставил в прошлом году и уже успел показать в Центре искусств имени Михаила Барышникова в Нью-Йорке. На следующий год планируется бродвейский мюзикл "Рент", а потом - "Растратчики" по пьесе Валентина Катаева, в постановке Максима Леонидова и Александра Шаврина. Если на спектакле с говорящим названием "Растратчики" дело не закончится, пошутил Швыдкой, то в афише театра будет три-четыре мюзикла, каждый из которых станут показывать по семь-десять дней в месяц.
Арсенал арсенале рознь
Государственный центр современного искусства, как выяснилось на этой неделе, умеет не только вручать скандальные премии и награждать социально-опасных художников - в Нижнем Новгороде после многолетней реконструкции открылся филиал ГЦСИ в кремлевском Арсенале. На открытии было заявлено, что это беспрецедентное количество квадратных метров (шесть тысяч) для экспонирования современного искусства. Строго говоря, нижегородский филиал ГЦСИ с момента своего появления в нулевых располагался в Кремле, поэтому логично, что после многих лет выставочно-образовательной деятельности Арсенал стал площадкой для экспонирования. Неизвестно, сможет ли Арсенал нижегородский со временем затмить Арсенал в Венеции, но для старта сложившийся кураторский коллектив представил безупречный состав художников на сборной выставке "Метель". Здесь фигурируют группа "Провмыза", Сергей Шутов, Дмитрий Гутов, Леонид Тишков, группа "Коллективные действия" и другие; все они - опытные участники международных проектов, многие уже представляли Россию на Венецианской биеннале, правда, в российском павильоне. Теперь у ГЦСИ, помимо Уральской биеннале индустриального искусства и биеннале молодого искусства в Москве появится возможность устраивать биеннале в нижегородском Арсенале. Для российской карты современного искусства это отличный прибавление в семействе региональных центров современного искусства, к которой вот-вот присоединится Тверь, где открывается пермский дубликат музея в здании речного вокзала на Волге.