Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
На этой неделе в искусстве правит бал ретро: почти полувековые комиксы, послужившие основой для фильма "Тор", мода Кристиана Диора и советская альтернативная мода и плакаты начала XX века. Искусство вспоминает времена, когда произведения были штучными, оригинальными и осмысленными.
Тор спускается в ад
Сюжетной основой для фильма "Тор" ирландца Кеннета Брана, вышедшего в прокат 28 апреля, стала отнюдь не скандинавская мифология, а комиксы по ее мотивам, которым почти 50 лет.
Экранизировать старинный эпос - задача трудная и неблагодарная, а вот перевести на кинопленку красивые "милитаризованные" картинки - необременительно и приятно. Бране, заслуженному киношекспироведу, экранизировавшему "Генриха V", "Гамлета", "Отелло", "Много шума из ничего" и другие пьесы "сладчайшего лебедя Эйвона", работать с упрощенными мифами и вовсе легко. Для режиссера это как легкий десерт после сытного обеда.
Скандинавский бог грома Тор в фильме - падший небожитель, изгнанник, из-за сложных отношений с папой Одином (Энтони Хопкинс) очутившийся на Земле. В исполнении Криса Хемсворта Тор - воинственный, брутальный, нелепый, влюбленный. Да и каким еще быть импульсивному громовержцу, собрату Зевса и Перуна?
Впрочем, когда смотришь на такого Тора, почему-то больше вспоминаешь Бэтмена и Человека-паука. Сознание современного человека заросло комиксами, как сорной травой, а герои старых мифов все чаще воспринимаются как персонажи компьютерных игр по мотивам фэнтези. В наши дни и Вагнер бы, наверное, писал свое "Кольцо нибелунга" по мотивам комиксов, а Толкиен бы превратил хоббитов в героев аниме.
Если полностью отвлечься от шекспировских трудов Кеннета Браны и воспринимать "Тора" просто как забаву опытного художника, фильм можно смотреть с удовольствием. А после него идти играть в солдатики. Или в хоббитов.
Диор Великолепный
В одной из пьес Оскара Уайльда есть такой диалог: "Какая прекрасная сегодня луна! - Да, но если бы вы видели ее до войны…". Так можно сказать и о моде. Наш бомонд тоскует по винтажу, благородной старине и пытается копировать кинодив, носивших наряды от Кристиана Диора и Юбера Живанши. С 27 апреля по 24 июля в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) идет выставка "Диор: под знаком искусства". Его дому моды в этом году исполняется 65 лет.
Осенью 2007 года в ГМИИ шла выставка-гид по творчеству Коко Шанель. Теперь настал черед "папы мира моды" Диора, которому посвящена экспозиция-энциклопедия с нарядами, инсталляциями, видеороликами и духами.
Смотреть фотоленту "Высокая мода и большое искусство: история Dior на выставке в Москве" >>
Почему наследие великого кутюрье показывает Музей им. Пушкина? Потому, что Диор в молодости был галеристом и собирал работы Пикассо и Матисса, а затем, став кутюрье, создал много нарядов по мотивам классического искусства. Он сделал из моды "творчество высокое и прекрасное", свои платья называл "предметами архитектуры", а духи упаковывал по-королевски, в стиле рококо: в коробочки с медальонами в стиле Людовика XVI и атласными лентами.
Кристиан Великий был и философом моды. Известно его изречения: "Моя мечта - спасти женщин от природы". Диор превратил женщин в произведение искусства, дал им право на роскошь и "сложносочиненность" нарядов - на то, от чего отказалась Шанель.
Смотреть фотоленту "Кристиан Диор - модельер, вернувший женщине право на роскошь" >>
Его наряды романтичны, непрактичны и совершенны. Их трудно представить в другом интерьере, кроме как в классическом, со знаменитыми картинами и дорогой мебелью. Работы Диора превратились в благородную старину, которую нельзя повторить и о которой невозможно забыть.
Антигламурное ретро
В Центре современной культуры "Гараж" с 28 апреля по 12 июня идет выставка "Альтернативная мода до прихода глянца. 1985-1995". Фотографии рассказывают об эклектичной и подчас аляповатой моде, вобравшей мотивы рок-культуры, андеграунда и движения панков. Как вам, к примеру, такой наряд: девушка в гимнастерке, военной фуражке и атласной косынке под ней - символ той моды? Это и ирония над советской жизнью, и попытка прорваться в новые времена, и очевидный казус.
В то же время, такая странная мода более человечна, чем нынешний выхолощенный гламур. Так выставки художников-примитивистов обычно искреннее, чем помпезная псевдосалонная живопись.
Столетние плакаты
Помните знаменитую советскую рекламу: "Нигде кроме, как в Моссельпроме" или "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы"? В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке с 29 апреля по 21 августа проходит выставка отечественной "проторекламы" - "Неактуальная реклама. Русский плакат начала ХХ века". Среди авторов плакатов - братья Васнецовы, Сомов, Коровин, Билибин, Бакст, Ларионов и Гончарова.
Такое великолепие никогда не представят на фестивале "Ночь пожирателей рекламы". В Третьяковке выставлены и театральные афиши, и военные плакаты, и пропаганда страховых займов, и реклама курортов Кавказа. Почти все плакаты театральны и подчеркивают свою тесную связь с Большим искусством.
На рекламе Международной автомобильной выставки, например, красуется дама в старинной шляпе, слегка напоминающая "Незнакомку" Крамского. А реклама курортов Кавказа - отсылка к "Хануме", пьесе грузинского драматурга Авксентия Цагарели. Впрочем, гуру рекламы Дэвид Огилви по поводу творчества русских художников наверняка сказал бы свою коронную фразу: "Если говорят о рекламе - это плохая реклама. Если говорят о товаре - это хорошая реклама".
Впрочем, экспонаты нынешней выставки - удачный пример сочетания искусства и коммерции. Сегодняшней рекламе это вряд ли снилось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции