МОСКВА, 16 апр - РИА Новости, Светлана Вовк. День цирка празднуют в субботу во всем мире. Праздник, которому всего один год, еще не успел обзавестись традициями и специальными атрибутами, но можно не сомневаться, что цирковые артисты быстро придумают, как с размахом организовать веселье.
Накануне праздника корреспонденты РИА Новости заглянули за кулисы Московского цирка Никулина, чтобы расспросить представителей разных цирковых жанров о магии манежа, традициях, а также секретах профессионального мастерства.
В цирке может работать не каждый. Это особый склад характера - умение рисковать жизнью, выходить на манеж даже с высокой температурой, не бояться переломов и растяжений, а если что и случается - восстанавливаться от одной лишь мысли: быстрее на арену!
В довольно замкнутом мире очень ценят дружбу и доверие и соблюдают особые законы. К примеру, цирковые никогда не сядут спиной к манежу - из уважения к профессии, не станут грызть семечки в зале - сборов не будет, не перейдут дорогу артисту перед его выходом на манеж. И вообще, как здесь говорят, цирковой артист - это не профессия, а образ жизни, который выбирают раз и навсегда.
Нам помогают медведи
Дрессировщик, впервые посадивший медведей за руль автомобиля, Виктор Кудрявцев начинал как акробат. Тяжелейшая травма перечеркнула его счастливо складывавшуюся карьеру. Врачи советовали навсегда распрощаться с манежем, но юный артист уже не представлял жизни без цирка. Виктор стал работать с медведями, причем всех своих косолапых подопечных он, так или иначе, спас от верной гибели.
"Самая моя заветная мечта - работать так, чтобы зрители восхищались животными. У меня был такой случай. Ко мне после представления подошел известный охотник и сказал: "Я сам ружье повесил на гвоздь и друзьям запретил стрелять в медведей", - рассказал РИА Новости Кудрявцев.
Больше всего он гордится своим уникальным номером, в котором мишки лихо водят настоящую "Ниву" и карт. "Мы работаем за зарплату, - рассказывает Виктор, - а медведи - за угощение. Чем сложнее трюк, тем вкуснее лакомство".
Во время выступлений медведей подкармливают печеньем. А во время подготовки нового номера мохнатых артистов награждают вареной сгущенкой. Сейчас, например, излюбленное лакомство больше всего перепадает самому молодому из девяти медведей - Максу. Он отрабатывает трюк, посвященный году космонавтики, - ходит на шаре-глобусе.
Виктор и выступающая с ним жена Ольга практически всех своих питомцев выкормили с младенчества. Медведи очень любят "приемных родителей", но хищники есть хищники, и "папа с мамой" не раз страдали от их когтей. Виктор вспоминает, как однажды в Японии перед самым выходом на манеж медведь случайно махнул лапой и разодрал ему лицо. Дрессировщик отработал весь номер "в костюме, сильно изменившем цвет от крови", и только потом его на "скорой" увезли в больницу зашивать раны.
"Случаются моменты, когда нужно проявить и характер, и определенную смелость. Наверное, для мужчины-дрессировщика это естественно. Но рядом со мной на манеже всегда моя жена, и я не перестаю восхищаться ее силой и мужеством", - признался артист.
Немногие зрители, глядя на эту красивую, энергичную женщину знают, что в 2005 году она перенесла четыре сложнейших операции, имеет вторую группу инвалидности и после химиотерапии почти не чувствует своих ног.
"И мне, и Оле очень помогают наши животные. Их воля к жизни и нас вытягивает", - пояснил Кудрявцев.
Любовь под куполом
Восстанавливаться после тяжелейших травм помогает и поддержка близких людей, не случайно цирковые семьи считаются самыми крепкими. Семья воздушных гимнастов Юлии и Александра Волковых как раз из таких - крепких цирковых. Чуть больше года назад артисты упали с большой высоты во время репетиции. У Александра были раздроблены обе стопы, у Юли пострадало лицо, и был открытый перелом ноги. В больнице супруги попросили положить их в одну палату. Юля была травмирована сильнее, и Александр, как только сам смог ходить, взял на себя весь уход за ней.
"Саша необходим мне, как воздух. Он был и кормильцем, и сиделкой. Медперсонал, родители тоже заботились, но именно поддержка Саши, самого близкого человека, помогла так быстро восстановиться", - рассказала Юля.
Никто не верил, что гимнасты скоро вернутся к работе, но, как говорит Александр, специфика профессии такова, что залеживаться нельзя: чем быстрее начнешь тренироваться, тем лучше. Не последнюю роль сыграла и поддержка зрителей всей России, письма от которых приходили в больницу. Позади у Волковых несколько операций и месяцы реабилитации. Сейчас они снова кружатся под куполом цирка, правда, пока по состоянию здоровья не могут выполнять самые сложные трюки из своего репертуара.
"Это какая-то мистика - выходишь на манеж и забываешь, что секунду назад у тебя что-то болело", - признается Юля.
Рискованный Рататуй
Один из участников клоунского дуэта "Дети лейтенанта Шмидта" Сергей Калганов уверен: клоун - это состояние души: "Какие мы в жизни, такие и на манеже!" Но на одном природном обаянии хорошую клоунаду не сделать. Все легендарные мастера этого жанра владели и акробатикой, и жонгляжем, и фокусы показывали, и животных дрессировали. В репертуаре дуэта - реприза с крысой по имени Рататуй.
Сергей засовывает зверька себе за пазуху, танцует с ним, а потом подносит к зрителям, которые по-разному реагируют на зверька. Некоторые, причем, не только женщины, но и мужчины, боятся до ужаса, вскакивают со своих мест, убегают. "Слава Богу, пока никто на нас по этому поводу не жаловался. Хочу, пользуясь случаем, извиниться перед всеми испуганными", - заметил клоун.
Клоунские номера появляются из этюдов, а темой для них может стать что угодно - ситуация на улице, статья в газете, какое-то воспоминание. Когда артист чувствует, что реприза работается уже "на автомате" и его самого "не заводит", он начинает импровизировать или готовить новый репертуар. Кроме того, у клоуна должна быть своя фишка. У Сергея - это фирменные движения а-ля восточный танец.
"Рассмешить человека нелегко, тем более что каждый приходит в цирк со своим настроением. А клоун должен сделать так, чтобы в течение всего спектакля люди получали положительную энергию и ушли на полном позитиве", - говорит Сергей Калганов.
Карабас-Барабас и Парфюмер в одном
Потомственный иллюзионист Антон Красильников считает, что в День цирка всем артистам нужно выходить на улицу, устраивать шествия, карнавалы и всячески завлекать публику.
Он и сам с удовольствием поучаствовал бы в таком шествии. А вот на что никогда не согласился бы, даже ради праздника, так это раскрыть секреты своих иллюзий. По словам Антона, спросить у иллюзиониста, как он сделал какой-то фокус - это все равно, что на улице подойти к незнакомой девушке и спросить, какого цвета на ней белье. "Также обижает до глубины души. А вот всякие передачи, где разоблачаются фокусы, нашей профессии только на пользу. Они подогревают интерес зрителей и стимулируют артиста к созданию номер, секрет которого никто бы не смог понять", - рассказал Красильников.
Оказывается, иллюзионных трюков испокон веков всего шесть - появление, исчезновение, трансформация, левитация, членовредительства (распиливания, отрубания, сжигания) и то, что делал легендарный Гарри Гудини, - побег, освобождение от кандалов, цепей, из-под земли и так далее. Все остальное - вариации.
Сейчас Антон увлекается опасными номерами в стиле Гудини. В его репертуаре трюк "Аквариум", когда артист под водой освобождается от цепей. "Опасный трюк. Я один раз чуть не утонул, когда замок аквариума заело, а ассистенты не сразу поняли, что происходит", - поделился артист.
И это не единственный рискованный трюк Красильникова, который даже в программе "Цирк со звездами" получил прозвище "парфюмер". Многие участники, исполнявшие его номера, попадали в жуткие истории - "один чуть не утонул, другой упал с иллюзионного ящика и сломал руку, третья чуть не сгорела".
Сам же фокусник называет себя Карабасом-Барабасом, потому что, как и персонаж сказки, мечтает о собственном театре иллюзии.