МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Поправки в Воздушный кодекс, разрешающие вводить штрафные санкции за возврат авиабилетов за пять дней до вылета, в случае их принятия нарушат права потребителей, считает глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаил Аншаков.
Ранее стало известно, что министерство транспорта РФ предлагает разрешить авиакомпаниям вводить штрафные санкции для пассажиров за возврат билетов позже, чем за пять суток до вылета, а не за сутки, как сейчас. Как сообщил журналистам замглавы ведомства Валерий Окулов, соответствующий проект постановления правительства уже готовится, будут внесены изменения в Воздушный кодекс. Кроме того, добавил замминистра, планируется вернуть "невозвратные тарифы" - они являются самыми дешевыми, но билеты по ним не подлежат возврату ни при каких условиях.
"Не должно быть так. По сути, это ущемление прав потребителей, однозначно. Потому что у людей меняются обстоятельства, возникают форс-мажоры, просто человек может передумать, а получается, что прав у него никаких нет", - сказал Аншаков во вторник РИА Новости.
По словам правозащитника, авиакомпания может извлечь из одного билета прибыль несколько раз. "На юридическом языке это называется необоснованное обогащение. Закон о защите прав потребителей гласит, что потребитель имеет право отказаться от услуги, компенсировав лишь фактически понесенные затраты. А когда еще самолет не залит керосином, то есть за пять дней, когда еще есть возможность реализовать этот билет, какие могут быть затраты? Ну, стоимость бланка билета - 50 копеек и все", - сказал Аншаков.
Правозащитник также считает ущемляющим права потребителей страхование от невылета. "Кормить страховые компании? Недавно я беседовал с крупными страховщиками на пассажирском форуме в Москве. Они говорят, что у них страхование пассажиров приносит где-то 200% дохода, рентабельности. И они со своей стороны тоже сейчас лоббируют обязательное страхование пассажирских перевозок", - сказал глава ОЗПП.
Аншаков подчеркнул, что в России "давно не применяется такая норма как баланс интересов потребителей и бизнеса". "Чиновники потребителей практически не слышат. А лоббистские возможности предпринимательских структур очень велики. Никакого сдерживающего фактора нет. Аппетиты у различных финансовых кругов постоянно растут, нет некоего противовеса - интереса потребителей, поэтому за счет потребителей решают свои финансовые вопросы", - сказал Аншаков.