10 апреля 2011 года исполняется год с того дня, как в авиакатастрофе под Смоленском погибло высшее руководство Польши.
10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный" разбился польский самолет Ту-154. Погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.
В тот же день на месте авиационного происшествия (АП) приступила к работе группа специалистов Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ.
На основании распоряжения президента РФ Дмитрия Медведева была создана Государственная комиссия по установлению причин катастрофы самолета Ту-154. Председателем комиссии был назначен председатель правительства РФ Владимир Путин.
Российские следователи возбудили уголовное дело по факту катастрофы по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), которая предусматривает до семи лет лишения свободы. Уголовное дело было возбуждено и в Польше.
Обе стороны договорились вести расследования в конструктивном взаимодействии на основе международных договоров, в частности Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года и двустороннего договора о правовой помощи 1997 года.
11 апреля 2010 года МАК сообщил, что бортовые самописцы самолета Ту-154М №101 доставлены в специальную лабораторию МАК, где в 10:40 специалисты комитета в присутствии польской стороны, представителей Следственного комитета при Прокуратуре РФ приступили к осмотру и вскрытию контейнеров самописцев.
13 апреля 2010 года распоряжением председателя Государственной комиссии общее руководство техническим расследованием и координация взаимодействия заинтересованных российских и зарубежных организаций были возложены на председателя МАК – заместителя председателя Государственной комиссии Татьяну Анодину. Тем же распоряжением было определено, что расследование должно проводиться в соответствии с положениями приложения 13 к Конвенции о Международной гражданской авиации.
17 апреля 2010 года Техническая комиссия полностью завершила работы на месте авиационного происшествия.
19 мая 2010 года председатель МАК Татьяна Анодина сообщила о ходе и предварительных результатах расследования катастрофы. В частности, она сообщила, что за месяц работы был завершен сложнейший этап полевого расследования. Завершена расшифровка бортовых самописцев, один из которых, являющийся полным аналогом аварийного, расшифрован в Польше. Расшифрованы наземные средства объективного контроля, в том числе переговоры диспетчера. Совместно завершены работы по расшифровке переговоров членов экипажа, идентификация их голосов.
31 мая 2010 года было произведено копирование и передача аутентичных копий записей бортовых самописцев и транскрипции переговоров членов экипажа самолета министру внутренних дел и администрации Республики Польша Ежи Миллеру.
17 июня 2010 года закончила свою работу Группа анализа эксплуатации воздушного судна. Анализ формуляров самолета, двигателей и ВСУ показал, что замечаний по работе и техническому состоянию в процессе эксплуатации в период между последним ремонтом и авиационным происшествием не было.
19 июля 2010 года Техническая комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 завершила анализ метеообстановки и метеообеспечения полета. Согласно заключению комиссии, погодные условия на аэродроме не соответствовали для выполнения посадки, о чем экипаж неоднократно предупреждался органами управления воздушным движением и польским экипажем самолета Як 40, выполнившим посадку на аэродроме Смоленск "Северный" ранее. Вылет самолета из Варшавы был произведен без прогноза и фактической погоды по аэродрому назначения Смоленск "Северный".
В августе-сентябре 2010 года представители Республики Польша неоднократно получали от представителей МАК необходимые материалы и комплекты документов, запрашиваемые польской стороной и связанные с расследованием катастрофы самолета Ту-154.
23 сентября 2010 года Техническая комиссия МАК закончила все необходимые работы по сбору фактической информации, относящейся к данному авиационному происшествию, а также все запланированные испытания и исследования.
В расследовании принимали участие специалисты научно исследовательских институтов и промышленности РФ и Польши. К работе в качестве экспертов привлекались авиационные специалисты Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан. Исследование ряда приборного оборудования самолета проводилось на базе ФГУ "13 Государственный Научно исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" с участием представителей разработчиков оборудования и Республики Польша.
США, как государство разработчик системы предупреждения столкновения с землей TAWS и системы контроля расхода топлива FMS, оказывало техническую помощь при считывании и восстановлении информации указанных систем.
12 января 2011 года в здании Межгосударственного авиационного комитета состоялась передача Окончательного отчета по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154М.
Согласно отчету, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Материалы технического расследования, обнародованные МАК, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой, находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало психологическое давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров. Судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя в крови Бласика.
Окончательный отчет был направлен председателем Технической комиссии в адрес уполномоченного представителя Республики Польша и в Государственную комиссию РФ.
13 января 2011 года позицию Варшавы по отчету МАК озвучил премьер Дональд Туск. Он назвал доклад неполным, при этом отметил, что базовые утверждения документа Польша не ставит под сомнение.
Варшава пообещала представить свои материалы по расследованию.
18 января 2011 года польская комиссия по расследованию авиакатастрофы под Смоленском заявила, что российские авиадиспетчеры находились под давлением, не проинформировали экипаж польского Ту-154 об уходе с курса.
Следователи Главного следственного управления СК РФ приступили к тщательному изучению окончательного отчета Технической комиссии о расследовании причин катастрофы, а также замечаний, представленных польской стороной.
18 января 2011 года было принято решение полностью опубликовать транскрипцию записей всех переговоров диспетчеров аэродрома Смоленск Северный с экипажем потерпевшего здесь катастрофу Ту-154 польских ВВС. Об этом сообщил председатель технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Алексей Морозов.
Правительство России распорядилось считать завершённой работу Госкомиссии по установлению причин катастрофы польского борта №1 под Смоленском. Этот документ подписал премьер Владимир Путин.
11 февраля 2011 года в присутствии польских военных прокуроров был вскрыт сейф, ранее опечатанный польскими и российскими представителями, в котором хранились магнитные записи бортовых самописцев с разбившегося польского самолёта.
16 февраля 2011 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин сообщил, что в присутствии польских прокуроров, в порядке, предусмотренном уголовно процессуальным законодательством РФ, были произведены допросы в качестве свидетелей должностных лиц группы руководства полётами, осуществлявших 10 апреля 2010 года прием польских самолётов на аэродром Смоленск "Северный", в том числе и потерпевшего крушение польского самолёта Ту-154М.
18 февраля 2011 года руководитель следственной бригады СК РФ Михаил Гуревич сообщил, что Следственный комитет России не имеет доказательств, которые бы опровергли выводы МАК о причинах катастрофы самолета Ту-154 президента Польши под Смоленском.
1 апреля 2011 года главный военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский заявил, что следствие по делу о смоленской катастрофе продлено до 10 октября 2011 года.
По словам начальника Главного управления международно правового сотрудничества Генпрокуратуры РФ Саака Карапетяна, российские правоохранительные органы точную дату завершения расследования уголовного дела об авиакатастрофе смогут определить после завершения взрывотехнической экспертизы фрагментов самолета.
По словам Карапетяна, в расследовании уголовного дела о крушении польского самолета под Смоленском участвовало до 60 российских следователей.
6 апреля 2011 года по запросу правовой помощи Россия передала польской стороне еще 14 томов копий материала уголовного дела об авиакатастрофе под Смоленском.
Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, Польша ответила не на все запросы России в связи с расследованием авиакатастрофы. По его словам, ответы получены пока лишь на два из шести запросов, которые СК направил в Польшу, причем не в полном объёме.
С 16 по 30 апреля 2011 года российские следователи в соответствии с запросом Следственного комитета РФ о правовой помощи планируют провести ряд следственных действий в Польше.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости