Альфред Хичкок однажды назвал Грегори Пека "человеком, о котором практически не ходят слухи". Хотя режиссер был немного не прав, слухи ходили. После выхода фильма "Завороженный" того же Хичкока газеты приписывали Пеку роман с Ингрид Бергман. Но любые слухи разбивались о скалы его сдержанности и достоинства. Высокий, темноволосый красавец Пек, казалось, был воплощением благородства и старомодного понятия о человеке чести.
Как покорить Голливуд
Элдред Грегори Пек родился 5 апреля 1916 года в небольшом калифорнийском городке Ла-Хойя. Элдредом его назвала мать. "Моя мать нашла имя Элдред в телефонной книге и буквально зациклилась на нем", - рассказывал он позже в одном из интервью. Ему же самому это имя никогда не нравилось. И отправившись "покорять" Нью-Йорк, он с радостью избавился от первого имени и стал просто Грегори.
Его детство нельзя назвать радужным. Родители развелись, когда Грегори было пять лет. После этого он какое-то время жил с бабушкой по материнской линии. А когда ему исполнилось десять, его отправили учиться в католическую школу в Лос-Анджелесе.
В актерстве он впервые попробовал себя еще будучи студентом. Пек изучал английский в Беркли, и там, в кампусе, его заметил режиссер студенческого театра, который пригласил его на роль в постановке "Моби Дика". Заметил в прямом смысле: режиссеру был нужен высокий актер, а студента почти двухметрового роста было сложно не выделить в толпе.
"Я не знал что ответить", - признавался Пек. "Но я казался себе бесстрашным и думал, что это будет забавным, поэтому согласился играть. Я был не очень хорош на сцене, но, тем не менее, в свой последний год в колледже я сыграл пять ролей".
В 1939 году, после окончания университета, Пек отправился в Нью-Йорк со 195 долларами в кармане. Он поступил в знаменитую школу Драматического искусства, учился у Сэнфорда Майснера и Марты Грэм и работал, ведь за учебу надо было платить. Ему пришлось, например, побыть зазывалой на Всемирной выставке в Нью-Йорке и какое-то время водить туристов по студии NBC.
Пек дебютировал на Бродвее в 1942 году в пьесе "Утренняя звезда". Полвека спустя он вспоминал об этой премьере: "В гримерке я дал себе пинка и сказал "Вперед!". Первые пять минут я нервничал, а потом страх прошел, и я просто сделал это".
Пьеса провалилась, но Грегори Пека заметили в Голливуде.
Настоящий джентльмен с внешностью Линкольна
Его карьера набирала обороты в начале 1940-х годов, в разгар Второй Мировой Войны. Актер был признан негодным к военной службе из-за травмы спины, но успел повоевать на киноэкране.
Его дебютом в кино стала лента "Дни славы" (1944), где он сыграл русского партизана Владимира. Партнершей Пека в фильме была балерина и актриса Тамара Туманова.
"Я ненавидел себя в "Днях славы", - рассказывал Пек. - "Я думал, что был искусственным, театральным".
Тем не менее, "Дни славы" стали для Пека отличным стартом. Весь гонорар от этого фильма он потратил на то, чтобы расплатиться с кредиторами, но к тому времени Дэррил Занук предложил ему роль молодого священника в фильме – "Ключи от царства небесного". Вторая роль в кино сделала Пека звездой и принесла первую номинацию на "Оскар".
Ролью в "Ключах от царства небесного" он был доволен уже чуть больше: "Здесь я искренен, но я мог бы вложить в нее больше, если бы был более уверен в себе. Я был кинозвездой, но все еще учился играть".
В это время Пек подписал контракт со студией MGM. Луи Майер настаивал на эксклюзивном контракте с актером, по которому Пек должен был бы играть только в фильмах MGM, но тот отказался.
"Он выглядит на фото как Абрахам Линкольн, - говорил о нем Дэвид Селзник. - А если у актера есть харизма, это всегда заметно на пробах".
Пек четырежды номинировался на "Оскар" уже в начале своей кинокарьеры. В 1946 году за роль в фильме "Ключи от царства небесного", в 1947-м за роль в "Олененке", в 1948-м - в "Джентльменском соглашении" и в 1950-м за роль в фильме "Вертикальный взлет".
В 1940-50-е годы Грегори Пек сыграл многие из своих ярких ролей в "Завороженном", "Моби Дике", "Джентльменском соглашении" или "Дуэли под солнцем", позже в 1960-70-х на экраны вышли "Пушки острова Наварон", "Золото Маккены" и "Убить пересмешника".
Когда Пека просили выбрать из своих фильмов самые любимые, он называл "Джентльменское соглашение", "Капитан Горацио", "Пушки острова Наварон" и, конечно же, две своим самые яркие работы в кино - "Римские каникулы" и "Убить пересмешника".
Пек снимался в "Римских каникулах" уже будучи известным актером, четырежды номинированным на "Оскар", Одри Хепберн напротив, была почти никому не известна. Но, увидев, как она играет, Пек настоял на равном к ним отношении и равном гонораре.
Это благородство и неизменную вежливость отмечали многие его коллеги по цеху. "Он был настоящим джентльменом, - говорил о нем Тони Кертис, с которым Пек играл в фильме "Капитан Ньюман, доктор медицины", - Он всегда был неизменно вежлив и мил со всеми".
Благородный идеалист
Главной ролью в его карьере стал адвокат Аттикус Финч, который берется за защиту чернокожего, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины, в фильме "Убить пересмешника".
Изначально на студии планировали, что роль Аттикуса Финча будет играть Рок Хадсон. Но судьба распорядилась иначе и эту роль получил Грегори Пек. Когда Харпер Ли - автор романа, по которому снят фильм, - встретилась на съемочной площадке с Грегори Пеком, она удивленно заметила: "Грегори, у вас даже животик, как у моего отца" (роман Харпер Ли основан на реальной истории из ее жизни, а прообразом героя стал отец писательницы). Пек скромно ответил, что это лишь отличная игра.
Ему удалось создать удивительно точный образ благородного идеалиста, безуспешно пытающегося отстоять справедливость в мире полном предрассудков и научить своих детей справедливости. Эта роль была очень близка реальному Пеку. Он смог как никто другой показать, как человек может одновременно быть мягким и сильным.
Он всегда гордился тем, что в его актерской биографии есть этот фильм. "В эту роль я вложил все, что я успел узнать и почувствовать за 46 лет моей жизни, - говорил Грегори Пек. - Все мои знания о семье, о детях и отцовстве, все мои чувства в отношении справедливости, расизма и неравенства".
Эта роль принесла ему долгожданный "Оскар", к тому времени актер уже четырежды номинировался на эту награду, и, когда его выдвинули в пятый раз, совсем не рассчитывал на успех. "Собираясь на церемонию, я приготовился быть изящным неудачником, - говорил он после церемонии журналистам. – Я действительно немного ошеломлен этим".
Незадолго до смерти актера в 2003 году Американский институт кино составил список главных киногероев всех времен, и первое место в этом списке по праву занял Аттикус Финч в исполнении Грегори Пека.
Пек, безусловно, запомнился ролями благородных и справедливых героев, но ему были подвластны абсолютно разные жанры и роли.
В одном из ранних своих фильмов "Джентльменское соглашение" (1947) он также сыграл борца с предрассудками - журналиста, выдающего себя за еврея, чтобы привлечь внимание к проблеме антисемитизма. А позже, в конце 1970-х в фильме "Мальчики из Бразилии" он создает прямо противоположный образ – нацистского преступника доктора Йозефа Менгеле. Эта роль была практически вызовом самому себе.
Еще одно отступление от собственного благородного образа – эпизодическая роль адвоката Ли Хеллера в фильме Мартина Скорсезе "Мыс страха". Его хитрый, ушлый адвокат, использующий закон ради целей своего клиента – безумного убийцы, выглядит полной противоположностью Аттикусу Финчу. Он как будто злой близнец Аттикуса 30 лет спустя.
Самым успешным фильмом Пека с коммерческой стороны стал "Омен", где он сыграл американского посла, выясняющего, что его приемный сын на самом деле Антихрист. Актер говорил об этом фильме "Помню, как читал сценарий и думал, о том, что этот фильм ждет кассовый успех, но я и не думал, что мы снимем такой блокбастер".
Фильм "Убить пересмешника" был пиком в карьере Пека, после него актер играл реже, а его роли были уже не так заметны.
"Я работаю столько, сколько хочу, - говорил он в 1989 году. – Я не хочу делать ничего посредственного. В моем возрасте это просто неприлично".
Есть такая работа - играть великого любовника
Хотя Пеку часто приписывали страстные романы, его личная жизнь не была столь насыщенной, как могло показаться. В одном из интервью он как-то сказал: "Женщины пугают меня, я всего лишь стеснительный деревенский парень".
Со своей первой женой финкой Гретой Кукконен он прожил вместе 12 лет, но их брак распался. В 1954 году они развелись, а в 1955-м Пек женился на журналистке Вероник Пассани.
Вероник брала у него интервью для France Soir. Вероник вспоминала их встречу: "Я была журналисткой в Париже, и однажды вечером мне предстояло выбрать между двумя интервью – с Грегори Пеком и с Альбетом Швейцером. И я сделала свой выбор".
Недостатка в поклонницах у Грегори Пека не было никогда. На его адрес приходили недвусмысленные письма: "Позволь мне провести ночь с тобой и мои мечты станут реальностью". Но на все подобные сообщения его секретарь неизменно отвечал от лица актера: "Извините, все мое время расписано".
Второй брак актера был счастливым и, как говорят, "показательным для Голливуда", они прожили вместе 48 лет. В интервью на вопросы журналистов ревнует ли она мужа, Вероник отвечала: "Когда женщины теряют голову от моего Грегори, я не ревную. Напротив, я горжусь. Я никогда не вышла бы замуж за мужчину, которого никто не хочет. Мой муж изображает любовь на экране с эффектными очаровательными актрисами, и, я думаю, что когда он приходит домой, он надеется обрести здесь тихую спокойную гавань. Знаете, это ведь очень тяжелая работа – играть великого любовника".
Грегори Пек умер на руках жены 12 июня 2003 года.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников