Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Начавшаяся 5 марта сессия китайского парламента - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) – займется бедными и средним классом. Как и всякий парламент, ВСНП по большей части балансирует доходы и расходы бюджета. В этом плане давно обсуждавшаяся смена экономического курса в Китае начинает приобретать конкретные очертания.
Минимум важнее максимума
Конкретно ключевые законопроекты выглядят так: налогообложение будет начинаться, видимо, с чуть более высокой планки. Сейчас те, кто получает менее 2000 юаней в месяц, налоги не платят. Но из-за инфляции и роста зарплат явно следует повысить этот барьер, и здесь будет много цифр, подробностей и деталей.
Куда интереснее степень прогрессивности налогообложения, так же как и распределение ассигнований по регионам. Китай – страна, где разрывы в доходах (между богатыми и бедными, между процветающими приморскими и застойными западными провинциями) выглядят угрожающе. В частности, 12 приморских провинций производят 60% ВВП страны, а оставшиеся 18 провинций, соответственно, 40%.
Новшество этого сезона – дифференцированный подъем минимальных зарплат. Только что сообщили, что на 20% поднимут минимальную зарплату в процветающей свободной зоне Шэньчжэня – до 1320 юаней (200 долларов). То же произойдет в самой скромной по части минимальной зарплаты провинции – Нинся-Хуэйском автономном районе, на китайской Чукотке. Но там этот минимум будет составлять 750 юаней, то есть примерно вполовину меньше, чем в Шэньчжэне.
Так или иначе, общая картина экономических усилий китайской власти – социально ориентированная. Даже из роста военных расходов на 2011 год на 12,7% (до 91,5 миллиарда долларов) большая часть пойдет на увеличение зарплаты военнослужащим.
Когда какой-либо из монархов Персидского залива в пожарном порядке бросает 10-20-30 миллиардов долларов на улучшение жизни своих подданных, то причины ясны. Где-то же должен остановиться вал ближневосточных волнений, и лучше всего остановить его деньгами, а не чем-то еще. Пусть и одноразовыми. Когда Китай вдруг начинает вести на удивление социалистическую политику, отходя этим от практики последней пары десятилетий, то параллели с арабским миром напрашиваются сами собой. Если бы не одно обстоятельство: на самом деле перемены в китайской экономической модели наметились после прихода мирового кризиса в 2008 году.
А сейчас общие идеи находят конкретное воплощение в строчках ассигнований, тем более что китайский парламент будет принимать документы по поводу 12-го пятилетнего плана (2011-2015 годы). Это не арабские бунты. Это совсем другая ситуация. Если попросту, раньше китайские власти прежде всего стимулировали "вершины": рекорды роста, города-рекордсмены и прочее. А сегодня смотрят на нижние слои социальной пирамиды.
Прирастать надо талантами и образованностью
Как ни странно, это не возврат к социалистическому прошлому, а иной подход к росту внутреннего потребления. Все дело в убеждении китайских властей (и не только их, а еще и экономистов практически всего мира) в том, что общий объем потребительских рынков больше, когда покупать могут многие, пусть и экономно, а не когда горстка – зато швыряясь деньгами. В этом суть происходящих сейчас преобразований.
При этом понятно, что приросту ВВП может больше способствовать не "сильная социальная политика", а как раз свобода. Но Пекин сейчас говорит, что рекорды роста можно и перестать ставить. Зато следует подтянуть тех, кто за ростом не успевает.
По традиции, перед началом парламентской сессии премьер-министр Китая Вэнь Цзябао "пошел в интернет", отвечая там на вопросы публики. Это была довольно длинная сессия, а к нашей теме разговора имеет отношение вот какое его высказывание: "весь мир говорит о подъеме Китая, и говорят по большей части о росте ВВП. Но я думаю, что подъем Китая надо проводить за счет талантов и образованности".
Тут надо заметить, что Китай всего лишь следует мировой тенденции – в кризис все обзаводятся сильной социальной политикой. Например, поднимают минимальную зарплату не только в Китае, а еще в Австралии (это отметили китайские газеты, потому что это произошло в один день с Шэньчжэнем). Ну, а арабы, конечно, удачно напомнили всем, что эту сильную политику лучше проводить организованно и постепенно, а не так, как сейчас в районе Персидского залива происходит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции