Управление по туризму Великобритании VisitBritain - организация, созданная правительством, для продвижения Британии как туристического направления в России и других странах через поддержку туристических продуктов и проведение маркетинговых кампаний. Руководитель VisitBritain Сэнди Доу рассказала РИА Новости о том, что конкретно делает организация на российском рынке, и подвела итоги 2010 года.
- Сэнди, не могли бы вы в нескольких словах описать итоги 2010 года для туриндустрии Великобритании?
- Анализируя состояние британского рынка за прошедший год, можно с уверенностью сказать, что ситуация улучшается. До ноября 2010 года мы отмечали плавное улучшение показателей по числу туристов, посещающих нашу страну, хотя в целом цифры ненамного превышают итоги 2009 года. Если быть точным, количество туристов, приехавших к нам с целью отдыха, увеличилось на 2% по сравнению с 2009 годом.
Что касается поездок наших туристов в другие страны, могу отметить, что их число уменьшилось на 6% по сравнению с предыдущим периодом. При этом британцы на 9% сократили свои поездки в Северную Америку, на 7% - в Европу и на 2% - в другие страны мира.
- Какие направления пользуются наибольшей популярностью у британских туристов? Каковы тенденции?
- Миллионы наших сограждан предпочитают как проводить свой отпуск, так и отдыхать по нескольку дней в самой Великобритании. Эти предпочтения британцев получили название staycation и стали трендом. В период 2009-2010 годов отмечался сильный рост внутреннего туризма. Лондон, Бат и Эдинбург принимают гостей, приезжающих сюда на короткий срок. Одновременно туристы выбирают юго-западные районы страны - Дэвон и Корнуолл - для проведения летних отпусков.
Соседние европейские страны, такие как Франция и Испания, остаются популярными среди туристов, выбирающих отдых за рубежом. Надо отметить, однако, что все большее число британцев путешествуют в страны, относящиеся к развивающимся рынкам. Особенно в условиях усиления евро по отношению к фунту стерлингов. Например, увеличился поток туристов в такие страны, как Марокко, Турция и Хорватия.
- С какими основными проблемами столкнулась британская туриндустрия в 2010 году?
- Основными проблемами туротрасли Великобритании стали одномоментные факторы, такие как извержение вулкана, приведшее к закрытию воздушного пространства над Европой, перебои в работе аэропортов из-за плохой погоды и акции протеста (например, забастовки диспетчеров во многих европейских аэропортах). Мы продолжаем сталкиваться с экономической неопределенностью на многих наших ключевых рынках, например, в США.
В этих условиях Великобритания продолжает устойчиво выступать как бренд. Страна удержала четвертое место в репутационном рейтинге национальных брендов, составленном на основании исследования Anholt GFK Nation Brand Index. Таким образом, мы верим, что наша основа - сочетание наследия и современной культуры, бурлящих энергией городов и природных богатств - остается нашей силой.
- Каковы ваши прогнозы на 2011 год и на ближайшие пять лет с точки зрения развития туризма в Великобритании?
- VisitBritain ожидает, что въездной турпоток по итогам 2011 года составит 30 миллионов человек, расходы которых могут составить 17,2 миллиарда фунтов стерлингов (примерно 20 миллиардов евро). Этот прогноз, который будет скорректирован в нынешнем мае, предполагает, что рост турпотока составит 1%, а расходы туристов возрастут на 2% (при условии роста индекса потребительских цен на 2,5%).
Относительно слабый фунт означает, что Британия в настоящий момент очень привлекательна для зарубежных туристов. Мы работаем над тем, чтобы усилить это преимущество, и возможности, которые открываются в связи с предстоящей свадьбой в королевской семье, а также "бриллиантовым" юбилеем - 60-летием нахождения на престоле королевы Елизаветы, и Олимпийскими играми в будущем году, чтобы шагнуть вперед по числу посещающих Великобританию туристов. К 2014 году мы надеемся принять у себя дополнительно четыре миллиона туристов.
- Сколько россиян посетило Великобританию в 2010 году? Какие направления они выбирают?
- В 2009 году нашу страну посетило 137 тысяч туристов из России, а по итогам девяти месяцев 2010 года турпоток вырос на 29% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Без сомнения, Лондон - самое популярное направлению у россиян. В 2009 году 63% туристов побывали в британской столице.
Отмечу, что гостей из России привлекают прежде всего наша история и культура, так сказать, традиционный взгляд на Великобританию: послеполуденный чай, мужчины с тростью и, конечно, королевская семья. Всего две недели назад мы опубликовали результаты международного исследования о том, какие виды деятельности более всего привлекают туристов, приезжающих в Великобританию. Среди российских туристов высшую оценку получило посещение Букингемского дворца. Конечно, вы можете увидеть там смену караула круглый год, а также посетить его и осмотреть внутри в августе и сентябре, когда он открыт для публики.
- Сколько туристов вы рассчитываете принять в 2011 году?
- При сохранении нынешних трендов мы ожидаем принять на 10 тысяч российских туристов больше, чем в 2010 году.
- С какими проблемами вы сталкиваетесь на российском рынке?
- На рынке России мы сталкиваемся с огромной конкурентной борьбой. Ведь российский рынок - это растущий рынок выездного туризма, россияне много тратят, что делает их привлекательными для многих направлений, которые обходят нас по объемам средств, оставляемых в них туристами.
Мы также видим свою задачу в том, чтобы показать российским туристам, что Британия - это не только Лондон (а они чрезвычайно сфокусированы на Лондоне), и мы бы хотели, чтобы россияне посещали также наши живописные пляжи на юге Англии, замки и морское побережье Уэльса, уютные деревушки в самом сердце страны, а также путешествовали по горам Шотландии. Это все расширило бы привычный список маршрутов в дополнение к привычному для них Лондону.
Россия - одна из немногих европейских стран, граждане которой все еще должны получать визы для въезда в Великобританию, что несколько усложняет процесс посещения страны. Но, получив визу, турист сможет приехать сюда несколько раз, так как она многократная.
- В этом году Великобританию ждет свадьба в королевской семье. Как это событие может повлиять на развитие туристического рынка? Предполагаются ли какие-нибудь специальные программы и мероприятия для поддержки этого события?
- В течение следующих 18 месяцев Британия станет хозяйкой не только свадьбы, но и "бриллиантового" юбилея королевы и местом проведения Олимпийских и Паралимпийских игр - сразу три грандиозных события в жизни одного поколения, которые приведут к беспрецедентному вниманию к ним со стороны СМИ.
Чтобы в полной мере воспользоваться этим шансом, VisitBritain проводит глобальную маркетинговую кампанию "Britain. You're invited" при поддержке частных компаний. У нас есть три основные задачи: сделать известными наши достопримечательности для людей, которые еще не бывали в Великобритании, стимулировать приезд туристов, ранее уже посещавших нашу страну, и предоставить серию возможностей и стимулов для совершения поездок в Британию в нынешний момент.
С точки зрения влияния событий на рынок я могу сказать следующее. Эксклюзивный опрос 25 тысяч потенциальных иностранных туристов, проведенный по заказу VisitBritain компанией Anholt-GMI Nations Brand Index Survey, ставил целью оценить привлекательность стран, как если бы они были коммерческими брендами. Чтобы определить, насколько тема монархии привлекает туристов в нашу страну, в ходе опроса людям задавались вопросы, насколько их привлекает возможность посетить места, связанные с монархией. Результаты показали, что россияне - одни из наиболее интересующихся королевской тематикой туристов. 83 % респондентов ответили, что им интересно посетить места, связанные с королевской семьей. В ходе опроса будущих туристов также просили оценить, сколь велико их желание посетить Букингемский дворец. И опять россияне оказались на верхушке рейтинга, присвоив этой идее высший балл.
- В прошлом году несколько британских туроператоров стали банкротами, и тысячи их клиентов застряли за рубежом. Почему это случилось? Возможно ли подобное в 2011 году? Что, по вашему мнению, должно быть сделано для защиты туристов?
- Несколько британских туроператоров, как и компании в других странах, пострадали из-за экономического кризиса. Правительство Великобритании отвечает на это путем реформы системы защиты потребителя ATOL, и в ближайшие несколько месяцев мы ожидаем внесения изменений в наше законодательство.
- Давайте вернемся к Олимпийским играм, которые Лондон будет принимать в 2012 году. Что вы ожидаете с точки развития туризма?
- Согласно исследованию, проведенному Oxford Economics, в период с 2007 по 2017 годы туротрасль Великобритании получит дополнительно доход в размере около 2,1 миллиарда фунтов стерлингов (около 2,5 миллиарда евро) за счет увеличения числа туристов, привлеченных в страну Олимпийскими и Паралимпийскими играми.
Использование Олимпиады в качестве инструмента привлечения дополнительного числа туристов в страну считается центральной частью нашей программы в течение нескольких будущих лет. Отмечу, что в общей сложности события Олимпиады и Британию увидят около 4 миллиардов зрителей, и мы планируем конвертировать этот интерес в реальные посещения туристами нашей страны.
- Планируете ли вы какие-либо специальные программы для привлечения российских туристов на Игры?
- VisitBritain работает вместе в Ростуризмом в целях расширения сотрудничества в период проведения Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году и в Сочи в 2014 году в рамках совместной программы сотрудничества на период 2011-2015 годов.
- Как вы думаете, может ли Великобритании изменить визовые требования на период проведения Олимпийских игр?
- Великобритания вводит специальные правила оформления виз для тех, кто поедет на Игры в составе олимпийской делегации (спортсмены, официальные лица и т.п.) Россияне, которые захотят увидеть спортивные состязания, должны будут приобретать турпакет через официальных туроператоров (уполномоченных продавцов билетов), которые и будут заниматься их оформлением. VisitBritain проводит работу с государственными учреждениями, с представителями туриндустрии, чтобы обеспечить самый теплый прием для туристов, которые собираются посетить Великобританию в течение будущих нескольких лет.
- Каковы наиболее важные мероприятия, которые VisitBritain будет проводить на российском рынке в 2011 году?
- VisitBritain в России начинает 2011 год с широкой презентации британских компаний. Затем, в марте и апреле, последует промо-кампания Luxury Britain, направленная на продвижение Великобритании как туристического направления среди аудитории премиум-класса. Мы также примем участие в выставке MITT. Кроме того, VisitBritain вместе с посольством и Британским советом планирует провести несколько интересных мероприятий, которые будут знаменовать год до начала Олимпиады в Лондоне.
VisitBritain в России продолжит работать вместе с представителями туриндустрии и повезет ряд туроператоров на выставки BOBI (Best of Britain & Ireland Travel Trade Forum) и Discovery. Мы также организуем пресс-туры для журналистов.