Родина в опасности! Россия включилась в третью мировую информационную войну и несет потери. По крайней мере часть ее публичного информационного пространства - пространства борьбы - ей уже не принадлежит. Надо срочно принимать меры.
Это не шутка и не фантазии милитаристского лобби. Это официальная позиция российского государства, озвученная несколько дней назад зампредом думского комитета по культуре Еленой Драпеко. Особенный эффект слова Драпеко произвели еще и потому, что обращалась она опять же не к военным, а к участникам конференции "Кинопрокат в России": режиссерам, критикам и представителям кинобизнеса. Многие из них понятия не имели о третьей мировой, и тем более не представляли, что их тоже могут, так сказать, поставить под ружье.
Драпеко продолжила: "Участниками этой войны являются не только транснациональные корпорации, которые борются за освоение территорий, но и военные институты, которые пытаются воздействовать на сознание предполагаемого противника". Воздействовать, в частности, через "публичный кинопоказ", пространство которого мы уступили "противнику", то есть Голливуду. Вывод: надо вернуть контроль над кинопоказом. Для этого государство и поддерживает отечественную индустрию, организует Фонд кино, выделяет деньги на социально значимые проекты, говорит о необходимости удвоения количества кинотеатров.
То, что слова думского депутата стали новостью для киношников, говорит только об их правовой дезориентации. Драпеко напомнила гостям конференции о существовании Доктрины информационной безопасности РФ, принятой еще в начале нулевых. Про мировую войну в ней ничего нет, но в целом возможность информационных угроз стране сформулирована. Кто бы мог подумать, что это все будет иметь какое-то отношение к кинопроизводству.
Если принимать все это всерьез и попытаться вникнуть в ситуацию, получается такая картина. Голливудское кино, которое и так постоянно обвиняют в разорении российской киноиндустрии, отныне официально еще и источник потенциальной угрозы общественному здоровью. Американские фильмы навязывают нам западные ценности и тем самым подрывают устои, тысячелетиями, как говорят просвещенные консерваторы, наработанные ценности: государственность, коллективизм, патриотизм. Пропагандируют насилие, девальвируют значение семьи.
Слушать это просто грустно. Сама идея того, что кто-то может навязывать кому-то свои ценности через искусство, кажется странной. Во-первых, тем, кого эта история так беспокоит, не приходило в голову, что американцы сами смотрят все то же, что нам показывают? Или их ценности, те, что они пропагандируют в своих фильмах, какие-то особенные и не подходят россиянам? Жадность? Распущенность? Сравните для примера фильмы "Аватар" и "Адмирал": где американская идеология дает слабину, чем гуманизм, внимание к природе и уважение к любой человеческой (или инопланетной) личности хуже шаблонного патриотизма белого офицера? И "Адмирал" еще не самый тяжелый случай - на очереди 13 социально значимых проектов, одобренных Фондом кино. Судя по аннотациям этих фильмов, впереди нас ждет тяжелое испытание на патриотизм.
Кстати о патриотизме. В условиях войны мастерам культуры не стоит забывать о таком важном понятии, тем более, что государство готово активно поддерживать патриотическое искусство: вспомним хотя бы Фонд поддержки патриотического кино, организованный совместно Администрацией Президента, Госдумой и ФСБ.
Кроме Доктрины информационной безопасности, существует еще несколько документов, с которыми продюсерам, желающим духовно простимулировать россиян, придется считаться. Это "Концепция патриотического воспитания граждан РФ" и госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 годы". И тот, и другой, говоря словами Елены Драпеко, предполагают воздействие на массовое сознание населения. Цели этого воздействия самые благородные: воспитывать любовь к русскому языку и уважение к государственным символам и Конституции, формировать положительный имидж здорового образа жизни, развивать социальную ответственность граждан и т.д, и т.д. Но то, как чиновники подходят к решению этих задач, заставляет, по меньшей мере, крикнуть "караул!".
Вот совсем свежий пример - вчерашнее заседание Городской комиссии по противодействию фальсификации истории России. С точки зрения науки сама идея фальсификации кажется несколько сомнительной. Она предполагает, что существует единственно верный взгляд на историю, а все остальные версии мало того, что неправильные, но еще и злонамеренно искажающие историческую правду. Поэтому члены комиссии (к счастью, довольно вяло) пытаются лоббировать единый национальный учебник по истории, где уже не будет двух альтернативных взглядов на историю. Будет один, правильный. Патриотичный. Это не мои слова, это слова председателя комиссии, префекта ЮВАО Владимира Зотова. Свой главный месседж Зотов повторяет во всех выступлениях, и вчера он не изменил себе. "Россия - ядерная держава, - говорит Зотов, - обладающая к тому же богатыми природными ресурсами. Ее задача - противостоять интересам США. Чтобы ослабить это противостояние, сделать Россию сговорчивей, а сырье доступней, западные спецслужбы используют все доступные им средства. В том числе фальсификацию истории".
Фальсификация истории в понимании членов комиссии - трудноопределимое понятие, в которое входит и намеренное искажение правды, и манипуляция фактами, педалирование негативных моментов, замалчивание позитивного исторического опыта и т.д. Но, в общем, любой фальсификатор, даже если это российский историк, в их глазах фигура демоническая и уж точно непатриотичная. Потому что патриотизм - это единственная наша возможность противостоять западным спецслужбам, и тут стойкость и даже некоторая иррациональность веры оказывается важней логики и приверженности фактам. Патриотизм, другими словами, включает в себя догматическую преданность устойчивым историческим концепциям. Главные из которых относятся к Великой отечественной войне и героической победе советского народа над фашистской Германией.
Спорить о войне можно до хрипа. Здесь, что бы ни говорили борцы с фальсификациями, у всех правда своя: у русских и украинцев - отдельно восточных и западных, у прибалтов и крымских татар, у поляков и евреев. Вряд ли можно выработать единый взгляд на Вторую мировую войну без того, чтобы не обидеть кого-нибудь из пострадавших (и героически сражавшихся) народов. Он, в общем, и не нужен - человечество давно освоило концепцию диалогичности культур, и народы Европы вполне смогут жить и дальше без упрощенного понимания истории.
Нет, не так. Единственная, "нефальсифицированная" версия истории, особенно истории Великой отечественной войны, способствует патриотизму, объединяет многонациональный народ России, - считают в комиссии. Такой подход не только грешит против исторической правды, но и опасен именно с точки зрения целей, которые ставит государство в своих программах и концепциях. Превращение единственного живого свидетельства народного подвига в символ, в национальный бренд убьет все настоящее, что в нем остается. Пафос слов "Великая победа" будет заслонять - и уже заслоняет - истинный смысл этого события. А граждане, загипнотизированные разговорами о патриотизме, сводящемуся к поклонению мертвому символу, никогда не найдут в себе резервы подлинного патриотизма. В итоге, когда не останется в живых ни одного ветерана, все превратится в один большой праздник пива со смотром военной техники.
Самое удивительное, что в состав комиссии по фальсификации входят не только хозяйственники и военные, но и профессиональные историки, умные, хорошо знакомые с фактами. Знаете, что они говорят, если их спросить о тоталитарной природе советского режима? Вообще в комиссии очень раздражаются, когда кто-то сравнивает Гитлера со Сталиным, а Союз с Рейхом. Так вот, эти историки говорят: да, в советском государстве были некоторые недочеты, вроде репрессий. Но они оправдываются общей геополитической целью, которую решил Сталин и его преемники.
Понимаете, мы можем сколько угодно надувать щеки и говорить о толерантности, о необходимости признавать культурные различия жителей нашего многонационального государства. Можем призывать деятелей культуры больше внимания уделять проблемам межкультурного диалога. Но пока в государственных институтах, комиссиях, комитетах и рабочих группах не будет понимания приоритета человеческой личности над геополитикой, ни о каких победах над Западом говорить не придется. Полюбить государство, которое считает допустимым пустить в расход лично тебя и еще миллион твоих сограждан ради своей геополитики - вряд ли реально.
Пусть об этом подумают и те, кто нацелился создавать социально-значимое кино: так в чем все же успех "Аватара"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции