Марина Селина, РИА Новости.
Российскую систему госзаказа ждет очередная реформа. В конце ноября Дмитрий Медведев потребовал от чиновников разобраться с системой госзакупок, сделав упор на качество и инновации. 24 февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) презентовала в РИА Новости проект концепции новой редакции закона о госзакупках. Каким в итоге будет новый закон, пока сказать сложно - свои предложения готовят другие ведомства и экспертное сообщество.
Но ясно одно - в итоге законодательной реформы в таких важных сферах, как, к примеру, образование, медицина, строительство должны появиться инновационные и качественные технологии и продукция. А в системе госзаказа при этом исчезнуть коррупция. Идеальная картина. Но, к сожалению, представить ее пока сложно.
Переписывать систему госзаказа в России будут уже далеко не в первый раз. Закон о госзакупках постоянно претерпевает критику, как со стороны чиновников, так и со стороны бизнеса. В основном, эта критика связана с коррупцией. Чтобы представить масштабы коррупции в этой сфере достаточно вспомнить случаи с закупками позолоченных кроватей и автомобилей класса люкс для чиновничьих ведомств.
Данные, которые представила ФАС, также впечатляют. За 9 месяцев 2010 года доля несостоявшихся конкурсных процедур в системе федерального и регионального госзаказа составила 22%. Если считать в денежном выражении, то это почти половина средств, потраченных на госзакупки, - 46%. Это объясняется тем, что несостоявшимися оказываются в основном крупные заказы. Как пояснил начальник управления ФАС РФ по контролю над размещением государственного заказа Михаил Евраев, основной причиной несостоявшихся аукционов стало затачивание заказа под конкретного производителя или поставщика. Как указал в конце 2010 года в своем послании Дмитрий Медведев, в системе госзаказа в настоящее время разворовывается более одного триллиона рублей в год.
Поможет ли очередная законодательная реформа в этой области? Это может показаться странным, но, как заявил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев, Россию и так уже можно считать мировым лидером в области развития законодательства о госзаказе. Это касается в первую очередь технической составляющей. Как пояснил глава ФАС, в России создано единое экономическое пространство размещения госзаказа. По словам Артемьева, в Европе об этом только мечтают. Речь идет о централизованном проведении электронных аукционов на пяти площадках, которые представлены на общероссийском портале госзаказа. Портал начал работать с января 2011 года. И на нем, как поясняет ФАС, будет размещаться информация обо всех заказах в стране, в том числе региональных и муниципальных. Это должно повысить степень прозрачности госзакупок.
Тем не менее, поручения Медведева требуют большего - появления инновационной и качественной продукции в системе госзаказа. Это самое сложное. ФАС предлагает прописать к стандартным товарам, продукции и услугам типовые требования цены, качества и инновационности. И стандарты инновационных товаров, по мнению антимонопольной службы, необходимо пересматривать ежегодно. На практике это должно выглядеть так: разрешено закупать, например, автомобили не ниже класса "евро-3".
Что касается борьбы с любовью чиновников к товарам люкс-класса, то здесь ФАС предлагает также определить нормативы. Это касается, в первую очередь, предметов быта, мебели, автомобилей. Лексусы и позолоченные товары в список возможных в системе госзакупок точно не попадут. А для чиновников-нарушителей должны быть предусмотреть нормы ответственности.
Чтобы стимулировать инновационное развитие России и мотивировать заказчиков, ФАС предлагает использовать для этого сэкономленные на торгах деньги. Выглядеть это должно так: 50% возвращается бережливым заказчикам, а остальные 50% по решению правительства направляются на инновационные проекты. По предварительным оценкам ФАС, реализация такой схемы позволит на направлять на инновационное развитие страны около 200-300 млрд руб. ежегодно.
Все это пока только начало работы над очередной реформой системы госзаказа. Но в перспективу скорой реализации поставленных целей верится с трудом. Во-первых, слишком уж высок в России уровень коррупции. Во-вторых, не ясно, как будут определяться критерии инновационности. И как их можно определить, если инновации в российской экономике и индустрии в настоящее время - вещь достаточно абстрактная. Выходит так, что в системе госзаказа самая инновационная вещь пока только сам закон о госзаказе, который при этом приходится постоянно изменять.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции