Григорий Меламедов, специально для РИА Новости.
Российские дипломаты, как и американский Госдепартамент, иногда делают заявления просто потому, что великая держава обязана что-нибудь сказать, когда где-то в мире происходят важные события. Но заявление МИД России о недопустимости "внешнего прессинга" на события в арабских странах не похоже на дежурную фразу и имеет намного более глубокий смысл. Дело в том, что Запад не может ждать падения Каддафи так же долго, как отставки Мубарака. США и особенно европейским странам приходится принимать решения по поводу Ливии в спешке, в цейтноте, поэтому очень велика вероятность ошибок, за которые придется потом дорого расплачиваться.
Этот цейтнот создал Каддафи - жестокий, беспринципный и мудрый раненый волк - когда отдал приказ уничтожать объекты нефтедобычи. Ход с его стороны умный и очень опасный. И дело не в племенах, которые лишатся своего куска от нефтяных доходов. Племена-то как раз могут подождать неделю-другую, пока диктатора не свергнут. А вот привыкшая к комфорту Европа при начавшемся резком подорожании нефти долго ждать не сможет. Ведь импорт ливийской нефти покрывает 51% потребностей Италии, 13% Германии и 5% Франции.
К тому же, уже прозвучало "кодовое слово" "Аль-Каида".
По сообщению Франс-пресс, со ссылкой на заместителя главы ливийского МИД Халеда Каима, "Аль-Каида" провозгласила исламский эмират на территории города Дерна на востоке Ливии. Называют еще целый ряд городов, где наступило безвластие, которым "Аль-Каида" может воспользоваться. Можно было бы сказать, что это журналистская утка, если бы не одно "но": Ахмадинежад вдруг призвал Каддафи "прислушаться к голосу народа". Что могло заставить Иран так взволноваться? Похоже, Тегеран действительно верит, что его вечные соперники из "Аль-Каиды" могут взять под контроль часть Ливии.
США могут пережить нехватку ливийской нефти легче, чем Западная Европа, да и наплыв беженцев им не грозит, но перехода целых провинций под контроль "Аль-Каиды" они не потерпят. Ведь тогда получается, что в случае свержения Каддафи им придется договариваться с самыми ненавистными террористами, едва ли не лично с Бен Ладеном.
Плюс проблема ливийских беженцев в Европе. Не принять их в условиях, когда весь мир сочувствует ливийскому народу, нельзя. Принять сотни тысяч людей - тоже нельзя.
В общем, у Запада может не хватить терпения ждать, пока народ свергнет Каддафи (как ждали, чем кончится противостояние в Египте), ведь гражданская война может растянуться надолго.
Какие есть варианты?
Первый: небывало жесткие экономические санкции, полная блокада Ливии с моря и с воздуха. Но это может не дать быстрого результата.
Второй : прямое военное вмешательство. Но для этого нужно собрать хотя бы саммит НАТО, на котором Италия, Франция и Германия могут выступить против, то есть, согласование затянется надолго.
И, наконец, третий вариант: договориться с Египтом, чтобы сделать все руками египетской армии. В другой ситуации Каир бы на это не пошел, но сейчас ему срочно нужны деньги после понесенных экономических потерь. Такой вариант на первый взгляд кажется маловероятным, но на самом деле он, наверняка, рассматривается в секретном режиме.
Впрочем, есть и четвертый вариант: начать тайные переговоры с Каддафи и помочь ему остаться у власти в обмен на какие-нибудь уступки с его стороны в пользу оппозиции. Дальнейшее - дело техники. СМИ могут сильно преувеличить такие уступки; могут заявить, что ливийский лидер под давлением мировой общественности прислушался к своему народу. Нам ли учить мировых политических лидеров, как делаются подобные вещи.
Скорее всего, сейчас Европейский Союз разделится, и разные группы стран будут выступать за тот или иной из вышеназванных вариантов. Но поскольку долго ждать нельзя, то придется им либо уговорить Египет вмешаться, либо пойти на сепаратные переговоры с Каддафи.
Видимо, поэтому российскому МИДу приходится обозначать свою позицию заранее, пока западные партнеры в панике не наломали дров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции