Мэр Архангельска Виктор Павленко считает, что только коренная модернизация энергетической системы позволит стабилизировать повышение тарифов на коммунальные услуги. Для Архангельска – крупнейшего города Европейского Севера России - стоимость тепла и электроэнергии является важнейшим стратегическим вопросом, от которого зависит социально политический климат всего региона.
- Виктор Николаевич, в Архангельске отопительный сезон продолжается 8 месяцев. Для населения плата за тепло и электричество становится одной из главных статей расходов. При этом ежегодно тарифы на коммунальные услуги растут, особенно на тепло. В чем причина?
- В структуре квартплаты в Архангельске счета за тепло составляют в среднем 65-70%. Если сюда добавить счета за электричество, то платежи по этим двум статьям составят до 80%. В январе этого года тариф на тепловую энергию увеличился на 13,8%. Таким образом, указание руководство страны о предельно допустимом росте тарифов не более чем на 15% в Архангельске выполнено. Но все-таки это рост, который ложиться на горожан. Главной причиной повышения тарифа на тепловую энергию стали долги прошлых лет. Федеральная служба по тарифам приняла решение включить в тариф затраты энергетиков на приобретение топлива в 2008 году и амортизацию тепловых сетей в 2008-2010 годах. В итоге эти факторы перевесили планируемое снижение тарифа на выработку тепловой энергии ОАО "ТГК-2" за счет частичного перевода Архангельской ТЭЦ на газ. В тарифе на тепловую энергию, установленному для ОАО "ТГК-2" на 2011 год, расходы на покупку мазута составляют 32,9 %, выпадающие доходы прошлых лет - 1 миллиард рублей.
В структуре платежей за электроэнергию основной рост произошел за счет отдельного учета общедомового потребления. Здесь целый комплекс причин: несовершенство законодательной базы, позволяющей энергетикам выставлять завышенные счета, несогласованность действий сбытовой и управляющих компаний по учету потребленного электричества, большие потери на ветхих внутридомовых сетях, и обычное воровство электроэнергии.
- Но сейчас, зимой, люди получают счета, в которых рост платы превышает декларируемые 13,8%?
- Здесь необходимо учитывать два момента. Во-первых, если сравнивать с ноябрем, то действительно, рост получается большой. Размер ежемесячной платы за тепло зависит от того, установлен ли на доме счетчик или нет. В тех домах, где их нет, население оплачивает отопление по нормативу равными долями в течение всего года. В домах с приборами учета, а их у нас 90%, расчет платы за отопление осуществляется на основании их показаний. В декабре счета с большими суммами пришли в те дома, где установлены счетчики. Из-за морозов объем потребления тепловой энергии вырос. Так, для сравнения, средняя температура наружного воздуха в ноябре составляла минус 6,4 градуса, а в декабре минус 16,6 градуса. Сейчас пришли счета за январь, в которых уже заложено повышение тарифа на тепловую энергию на 13,8%. Среднемесячная температура в январе также была ниже нормативной (-14,5 градуса, месячный норматив -12,6 градуса), но выше фактической температуры декабря. С учетом увеличения тарифа на тепловую энергию в целом рост платежей за отопление за январь должен составить не более 10%.
Во-вторых, к сожалению, только 10% домов у нас имеют регуляторы температуры и давления. Тепловые узлы не оборудованы автоматическими системами регулирования. И яркий пример перерасхода тепла – открытые форточки в домах. Жители фактически из своего кошелька топят улицу. Мы сделали расчеты: полностью автоматизированный тепловой узел стоит около 800 тысяч рублей. Регуляторы температуры и давления отдельно для модернизации существующего узла – порядка 400 тысяч рублей. На большой 200-квартирный дом получается по 2 тысячи рублей с квартиры. На первый взгляд сумма большая, но за декабрь у многих семей плата за тепло выросла на тысячу, а то и две тысячи рублей. То есть за три четыре месяца эти затраты окупятся, а потом жители начнут получать прямую выгоду от экономии. Установка тепловой автоматики позволяет сэкономить до 30-35% потребляемой тепловой энергии. И примеры таких домов у нас есть.
- Вернемся к ситуации со счетами, которые получают жители. Расчеты делают управляющие компании, которые, по сути, являются коммерческими организациями, заинтересованными в получении прибыли. Как вы пресекаете злоупотребления в этой сфере?
- Мэрия Архангельска продолжает жестко контролировать платежи за отопление. Эту работу мы начали еще несколько лет назад. Начисление платежей в Архангельске осуществляют 5 расчетных центров. Но только один из них муниципальный – МУ "Информационно-расчетный центр", который нам удалось сохранить и укрепить. Он производит расчеты за жилищно-коммунальные услуги по 24 управляющим компаниям из 61, которые сегодня работают в Архангельске, и охватывает до 70% жилфонда. По этим 24 компаниям мы имеем полную информацию, и программное обеспечение позволяет нам проверять информацию по каждому дому, при необходимости посылаем рабочие группы для выяснения причин необоснованного завышения счетов. Проверено начисление по 527 многоквартирным домам, из них по 95 домам выявлено превышение платежей более чем на 15%. Как установлено, причиной данного факта являются различные периоды снятия показаний приборов учета в ноябре, декабре и январе: за 25, 30, а иногда 35 дней. Мы реагируем на каждое заявление граждан, всего их было более 400. В ряде случаев материалы направлены в прокуратуру. В части тех компаний, которые начисляют платежи через муниципальный информационно-расчетный центр, перерасчеты в случае превышения установленных максимальных значений делаются автоматически. С частными РЦ есть проблемы, поскольку по законодательству они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они нам отказываются предоставлять информации. Нам приходится прибегать к помощи прокуратуры, и она нам в ней не отказывает. Прецеденты, когда на недобросовестные управляющие компании заводятся уголовные дела, в Архангельске уже есть. Кроме того, мэрия выступает инициатором проведения общих собраний и смены управляющих компаний (УК), не справившихся с работой. За прошлый год мы таким образом сменили пять управляющих компаний. Кроме того, мэрия разработала типовой договор на управление жилым домом, в котором учитываются интересы собственников в части контроля над расчетами стоимости жилищно-коммунальных услуг и начислению платежей. Это достаточно объемный документ, 12 страниц общая часть и приложения, учитывающие специфику конкретному дому. В новых домах он уже внедрен в трех УК. В договоре урегулированы все вопросы, касающиеся расчетов и начислений платежей, определены сферы ответственности собственников, управляющей компании и ресурсоснабжающей организации.
Необходимо учитывать, что из 6606 домов, находящихся в городе мэрия является основным собственником только в 825 8-12 квартирных "деревяшках". В остальных муниципальными является 10-15% квартир, а во многих домах по одной - две. На сегодняшний день в Архангельске реализована основная часть реформы ЖКХ, предусматривающая переход управления жилфондом в руки собственников квартир. Это, несомненно, усложняет управление жилфондом со стороны муниципалитета, который по Жилищному кодексу находится в равных условиях с другими собственниками жилья и использует для контроля за УК только те рычаги, которые предусмотрены законом. С другой стороны приход на рынок управления жилфондом частных компаний – главное условие для получения средств на капремонт и строительство социального жилья по программе Федерального фонда реформирования ЖКХ. Для нас это серьезный источник средств: только в прошлом году мы привлекли 500 миллионов рублей из Фонда, отремонтировав 225 жилых домов, в том числе деньги были направлены на мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению.
- Именно в Архангельске проходил Госсовет, посвященный вопросам энергоэффективности. Какие шаги предприняты по реализации принятых на нем решений?
- Учитывая, что северные территории занимают две трети площади страны, проблемы модернизации энергетической сферы городского хозяйства, характерные для Архангельска, являются общими и для других городов и территорий. Президентом поставлена задача обеспечить повсеместное внедрение энергосберегающих технологий, прежде всего в сфере ЖКХ. Мы приняли комплексную программу энергоэффективности, которая включает в себя весь спектр вопросов: создание в столице Поморья единой информационной системы органов регулирования тарифов, модернизацию источников теплоснабжения с переводом их на альтернативное топливо, оснащение автоматизированными тепловыми пунктами и счетчиками всех бюджетных учреждений и вновь возводимого социального жилья, внедрение энергосберегающих технологий на муниципальных предприятиях городского хозяйства. Энергоэффективность называют "пятым видом топлива". Наша задача – использовать этот резерв по максимуму.
Еще один проект, который реализуется по решению Госсовета это государственно-частное "Энергия Белого моря", которое контролирует Правительство Архангельской области. Совместно с ним муниципалитет создал ОАО "Архинвестэнерго" для эксплуатации городских котельных, которых у нас 40. Приход нового оператора на рынок теплоэнергетики объективно создает ситуацию здоровой конкуренции. Главная задача "Архинвестэнерго" - не получение прибыли за счет повышения тарифов, а привлечение инвестиций в модернизацию коммунальной энергетики при полном сохранении контроля со стороны государства за стратегически важными объектами жизнеобеспечения города. За 10 лет планируется полностью обновить энергетические мощности, заменив устаревшее оборудование современным высокоавтоматизированным с учетом газификации города.
Внедрение энергосберегающих технологий невозможно без четкого учета всех потребляемых ресурсов. В соответствии с требованиями федерального законодательства в Архангельске проводится планомерная работа по установке в жилфонде общедомовых приборов учета, действует специальная городская программа. В бюджете этого года предусмотрены: программа установки регуляторов температуры и давления (20 миллионов рублей на 2011 год и 16,3 миллиона рублей на 2012 год) на теплоузлах жилых домов, что позволит избежать "перетопов" и как следствия – завышенных счетов за тепло; программа повышения энергосбережения и энергоэффективности города Архангельска на 2011-14 годы, по которой на мероприятия по экономии ресурсов предусмотрено 30 миллионов рублей. Установка счетчиков с системой автоматической передачи показаний исключает субъективный фактор и делает расчеты прозрачными.
- Вопрос о прозрачности расчетов в последнее время стал особо актуальным в связи с изменением нормативных документов, регулирующих оплату электроэнергии. Люди не понимают, почему им приходят счета на несколько сотен рублей за две лампочки в подъезде?
- По закону к 2012 году на всех домах должны быть установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. Объем электроэнергии, потребленный домом, распределяется на жильцов пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Так называемая "дельта" (разница между общедомовым и квартирными электросчетчиками) составляет, с учетом неизбежных потерь, 15-17%. Однако во многих "деревяшках" она выросла до 50%, а порой и до 85%. Далеко не все заинтересованы в наведении порядка. Нередка практика завышенного потребления электроэнергии теми, кто платит на нее по нормативу, а также откровенного воровства, когда к общедомовым сетям подключаются гаражи и мастерские. Недобросовестным жильцам "круговая порука", очевидно, выгодна. В итоге огромную дельту оплачивают те, кто установил у себя приборы учета. Вместе с энергосбытовой и управляющими компаниями мы применяем комплекс мер по борьбе с хищением электричества, в том числе и отключаем недобросовестных жильцов. Необходимо повышение нормативов, чтобы выгоднее было ставить счетчики и платить по факту. С другой стороны устанавливать счетчики нужно не за счет жильцов, у которых просто нет на это средств, а за счет продавцов электроэнергии. Ведь мы же не ходим в магазин со своими весами!
Мэрией Архангельска выработан комплекс мер для решения проблемы платежей за общедомовое потребление электроэнергии. Первое, и это предусмотрено городским бюджетом, по программе энергосбережения выделены средства на установку в домах приборов учета. Второе, мы договорились о том, что за счет "Энергосбыта" и управляющих компаний будут выделены инспектора, которые будут снимать показания счетчиков. Третье, в договоре между управляющей компанией и "Архэнергосбытом" будет четко прописано, как производится оплата внутридомового потребления электроэнергии теми жильцами, у которых установлены счетчики, и теми, кто платит по нормативу. Это будет стимулировать устанавливать индивидуальный прибор учета. Также мы обращаемся к правительству Российской Федерации с просьбой привести в соответствие с реалиями времени всю законодательную базу, касающуюся энергопотребления. Будет продолжена работа по отключению злостных неплательщиков и тех, кто ворует электроэнергию, перекладывая бремя по ее оплате на добросовестных соседей. И, конечно же, проводится разъяснительная работа с жильцами. Такие меры позволят стабилизировать ситуацию.
- Модернизация внутридомовых систем, заключение новых договоров с УК, изменения в законах дело, несомненно, нужное. А в стратегическом плане, что может повлиять на стабилизацию роста тарифов в Архангельске?
- Я считаю, и это предусматривает стратегия развития Архангельска до 2020 года, что главным направлением модернизации энергетической системы нашего города станет газификация. Эта задача поставлена руководством страны. Мы надеемся, что переход на газ позволит сдерживать рост тарифов на тепло. Кроме того, переход на газ решает и экологические проблемы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу. 14 января на первый из четырех котлоагрегатов Архангельской ТЭЦ, был пущен газ. К середине марта тепловую и электрическую энергию в столице Поморья на "голубом топливе" должны вырабатывать уже четыре из шести действующих на станции энергетических котлов. Газификация Архангельска является предметом совместных усилий муниципалитета и Правительства области, что позволяет привлекать в модернизацию коммунальной энергетики серьезные инвестиции. Подписан пятисторонний протокол о строительстве в столице Поморья двух новых тепловых станций. В реализации проекта примут участие правительство региона, мэрия Архангельска, ЗАО "Межрегионгаз", Русский фонд развития "Региональные программы" и консорциум "CZET-Чешские энергосберегающие технологии". Планируется ввести в строй два новых, современных энергоисточника: Архангельскую ТЭС-2 в округе Майская Горка и когенерационную станцию в Цигломени. Оба проекта предусматривают использование газа, и вместе с переходом Архангельской ТЭЦ на этот вид топлива становятся отправной точкой в газификации областного центра, что является серьезным шагом в выполнении поручений данных президентом Дмитрием Медведевым и председателем правительства Владимиром Путиным во время их визитов в Архангельск. Разработана программа по монтажу в городе газоразводящих сетей и модернизации котельных. Общая стоимость проекта около 800 миллионов рублей. Мы приветствуем инициативы частных инвесторов и готовы оказать им необходимое содействие. Нехватка тепловых и электрических мощностей, постоянные изменения энергетиками техусловий, высокие тарифы за подключение сейчас являются одним из главных сдерживающих факторов по наращиванию темпов строительства. У нас готов проект комплексной застройки 6-го микрорайона, однако его реализация откладывалась из-за нехватки в данном районе мощностей по теплу и электроэнергии. Реализация проекта позволит начать в Майской Горке массовое строительство. На площади в 38 га предполагается возвести 21 многоэтажный жилой дом, два детских сада, две школы и соответствующие объекты инфраструктуры. Общая жилая площадь нового микрорайона может составить 220 тысяч квадратных метров, что позволит расселить из ветхого жилья до 17 тысяч человек. Важным является и строительство новой когенерационной станции в Цигломени. Это позволит отказаться в этом районе от старых, неэкономичных и убыточных котельных, оптимизировать схему теплоснабжения, и использовать свободные земельные участки для строительства малоэтажного, быстровозводимого жилья.