В регионах России растет число примеров того, как байка становится конкурентоспособным турпродуктом - Дед Мороз из Великого Устюга, Снегурочка из Костромы, в Ярославской области живет Баба-Яга, Мышкин прославился своими сказочными грызунами, а в Муроме туристам предлагают посетить дом Ильи Муромца. Многие города ищут собственных героев, а если их не существуют, придумывают новых. В регионах считают, что именно мифы, превращенные в туристическую программу, помогут российским городам, селам и деревням не только выжить, но и заявить о себе как о туристическом центре.
Йети заманивает туристов в Горную Шорию
"Хотите купить тур "По следам йети"? Пожалуйста, однодневный поход к предполагаемой стоянке снежного человека стоит в районе 900 рублей", - менеджер из кемеровской компании S-tour даже не удивился, как будто его попросили забронировать поездку в Шарм-эш-Шейх или на горнолыжный курорт Австрии. Кемеровская область уже второй год кормится славой родины йети. Губернатор Аман Тулеев пообещал миллион рублей тому, кто его поймает. А день открытия горнолыжного сезона на курорте Шерегеш объявил Днем снежного человека. Причем культ личности йети носит не только туристический, но и политический характер - местные жители говорят, что как только в области происходит, что-то, вызывающее массовые недовольства, власти сразу вспоминают про снежного человека.
Культ йети появился не просто так. Есть официальный документ Международного центра гоминологии, в котором говорится, что в горах Кузбасса могут находиться до 30 представителей этих существ. Скульптуры йети появились по всему Кемерово и в области, а горнолыжный курорт Шерегеш в Шории стал родиной таинственного существа. Здесь заработал "Йети-бар", а в краеведческом музее в Таштаголе открыли комнату снежного человека.
Горнолыжникам, желающим разнообразить досуг, предлагают на снегоходах отправиться к месту предполагаемой стоянки йети - в Арзасскую пещеру, которая находится в 500 километрах от Кемерово. Стоимость экскурсии - тысяча рублей, однако агентства не гарантируют, что удастся встретить самого обитателя подземелья. "Сейчас в Шории отдыхает около 20 тысяч туристов, ни один йети не решится туда прийти", - сообщили в кемеровской турфирме "Саквояж". Кроме того, количество костюмированных йети настолько велико, что если даже и придет настоящий – вряд ли его примут всерьез.
Кемеровские власти сообщают, что в этом сезоне Горная Шория примет до 350 тысяч туристов, что на 50 тысяч больше, чем в прошлом сезоне. "Туристов, конечно, забавляет йети. Но это не более чем рекламный ход, - считает менеджер компании "Каскад-Трэвел" Екатерина Фадеева. - Горнолыжники катаются в костюмах снежного человека, могут отправиться на экскурсию в пещеру йети. Эти поездки в основном предлагают местные отельеры, к примеру, база "Трехречье".
Как правило, туристы приезжают в Шорию на выходные на своем транспорте. Можно также заказать трансфер на автобусе из Новосибирска и Кемерово стоимостью около 1500 рублей в оба конца. Стоимость проживания на самом курорте варьируется от 1,5 до 15 тысяч рублей в сутки за номер.
У Кощея в Старице проблемы с пропиской
Маленький городок Старица на Волге всегда славился своим Успенским монастырем, поэтому постоянно входит в туристические программы по Тверской области. Еще здесь есть уникальные пещеры, которые и навели местные власти на мысль о создании нового бренда. "Наш губернатор Дмитрий Зеленин предложил поселить в Старицких пещерах Кощея Бессмертного, а Тверскую область назвать его родиной, но пока сделать это невозможно. Пещера Сельцовская, где должен жить Кощей, – в аварийном состоянии", - говорит директор тверской компании "Омега-тур" Татьяна Влашку. Кроме того, нет хорошей дороги к Сельцовской. "Раньше в наши пещеры постоянно водили группы туристов, сейчас не решаются. Ходят только индивидуалы в сопровождении спелеологов", - заметила она.
Влашку сообщила, что проект "Тверская область - родина Кощея Бессмертного" был заявлен в конце прошлого года властями достаточно громко, и эта тема постоянно обсуждается. Но чтобы бренд работал, его надо привязать к какой-то раскрученной программе по этим местам. "Такая программа у нас только одна - Успенский монастырь. Но к нему Кощея привязывать невозможно!" - резонно заметила она.
В турфирмах считают, что более эффективно было бы раскручивать не бренд Кощея, а с помощью сказочных персонажей продвигать населенные пункты с интересными названиями. По примеру города Мышкина. "У нас есть много деревень с подобными названиями, Квакшино к примеру. Почему бы не поселить там Царевну-лягушку?! - вопрошает Татьяна Влашку. - Эти герои должны жить там, где для них подходят условия и где проще создать инфраструктуру. Идея с мифическими брендами хорошая, но нужно найти правильный подход".
В качестве примера директор "Омега-тура" привела программу «В гости к Гадюке Васильевне» в деревне Гадово Кимрского района. Местные турфирмы уже несколько лет зарабатывают на "гадких турах", включая посещение Гадюки Васильевны в автобусный тур по Тверской области. Трехдневная программа стоит около 10 тысяч на человека. В деревне Гадово туристам предлагают побывать на пиру в трактире у "Змея Горыныча", отведать "гадких настоек" и посетить Музей гадов.
В Ульяновске "замесили" новый сказочный бренд
Еще один сказочный бренд "Ульяновск – родина Колобка" был заявлен совсем недавно, в начале года. "Замесил" его местный краевед Сергей Петров, а власти подхватили тему на ура - почему бы и нет, будет на родине Ленина новый герой! И начали активно включать "заседания по Колобку" в расписание рабочей недели.
У самого Петрова идея возникла не на пустом месте. Он сумел доказать, что Колобок родом из Ульяновской области, и подкрепил свои предположения документально: предъявил выдержки из словаря Даля, где говорится, что именно в Симбирской губернии делали колебятки - колобки из остатков теста.
По словам начальника отдела туризма департамента развития предпринимательства Ульяновской области Владиславы Слеповой, делать это в городе, который несколько десятков лет имел монобренд "родина Ленина", непросто. Но проекту обещают поддержку на федеральном уровне, а это значит, что у ульяновского Колобка есть все шансы не повторить печальную судьбу своего книжного предшественника. "До конца марта мы должны определиться, где будет находиться дом Колобка, - сообщила Слепова. - Это должен быть тематический парк по мотивам русских сказок, скорее всего он откроется в Старомайском районе области".
Уже сегодня идею радостно подхватили производители сувенирной продукции - на прилавках стали появляться деревянные и глиняные колобки. Предполагается, что сказочный герой будет использоваться и на картах в виде символики города.
Однако местные туроператоры скептически отнеслись к сказочному бренду. Начальник российского отдела компании "ВолгаТур" Валентина Конюхова сообщила, что в на местах про Колобка пока ничего не знают, а здешние турфирмы продолжают жить «делом Ленина». "Конечно, в том виде, как было раньше, мы не предлагаем экскурсии по ленинским местам и не делаем основной упор на эту тему, - пояснила Конюхова. - Но когда проводим экскурсию "Памятные места Симбирска-Ульяновска", естественно, не можем обойти достопримечательности, связанные с вождем".
Специалисты Ульяновского государственного историко-мемориального музея-заповедника В.И. Ленина вовсе не готовы поддержать новый сказочный бренд. "У нас был, есть и будет только один бренд, и он, что бы там ни говорили, до сих пор пользуется спросом, потому что это наша история. А надуманные бренды долго не живут", - сообщили специалисты заповедника.
Однако власти считают, что у Колобка все же есть шансы. "Тема Ленина очень долго кормила весь регион, но как только она затихла, стало плохо. А нам нужно развиваться дальше", - считает Слепова. О том, каким образом Колобок будет продолжать дело Ленина, в Ульяновске обещают рассказать уже этой весной.
Людмила Титова