Рейтинг@Mail.ru
Скоростная китайская дорога до Астаны - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скоростная китайская дорога до Астаны

Читать ria.ru в
Дзен
Хотелось этого организаторам проходящего в понедельник и вторник государственного визита в Китай президента Казахстана Нурсултана Назарбаева или нет, но общение лидеров двух стремительно растущих азиатских стран воспринимается сейчас через призму политической катастрофы на Ближнем Востоке.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Хотелось этого организаторам проходящего в понедельник и вторник государственного визита в Китай президента Казахстана Нурсултана Назарбаева или нет, но общение лидеров двух стремительно растущих азиатских стран воспринимается сейчас через призму политической катастрофы на Ближнем Востоке. Стабильность против хаоса: к сожалению, теперь это сопоставление займет многие умы на долгие годы. В том числе, возможно ли в Казахстане или Китае повторение того, что происходит в нескольких арабских странах? Если нет, то почему?

 

Тем более что Казахстан, вне всяких сомнений, вполне сознательно усваивает китайские уроки стабильности и роста, точно так же как Китай перед началом своих реформ научился многому у Сингапура или Малайзии, включая практически однопартийную систему и наследственный метод передачи власти. В целом же аналоги китайского политического стиля можно увидеть примерно в двух десятках стран мира. Тут, впрочем, надо вспомнить, что Сингапур и Малайзия в свою очередь многому научились от Великобритании (которая, между прочим, владела одно время и Египтом), и разговор окончательно уйдет в академические дебри. В то время как визит президента Казахстана в Китай, при всей его торжественности, носил практический характер.

Высокие технологии

Торжественность в ходе государственных визитов – это, в данном случае, проход мимо почетного караула, и еще когда на дальнем конце стола заседаний не различаются лица. Обсуждались же за этим столом в Пекине, в основном, вопросы экономические, по которым было подписано множество документов.

Возможно, наиболее интересный из них – насчет скоростного поезда. На последние часы визита намечалась и поездка казахстанского гостя на таком поезде, ставшем уже одной из визитных карточек китайской экономики. Неважно, кто помогал китайцам строить полотно и поставлял подвижный состав для их первых поездов. Важно то, что сейчас создавать высокоскоростную железнодорожную магистраль Астана – Алматы (она же – Алма-Ата) будет Китай.

Один из ключевых политический лозунгов в Казахстане – это "интеллектуальная нация". Здесь можно заметить, что интеллектуальные нации не устраивают революций, но лозунг намного старше нынешних арабских побоищ. Казахстанское руководство имело в виду, что лучших школьников надо отправлять в лучшие университеты мира – в США, Европу, Россию, и делает именно это. Сейчас к списку добавился и Китай, где в данный момент находится 3500 казахстанских студентов.

А что касается экономики, то при всей любви Китая к сырью и энергетическим ресурсам казахстанско-китайское сотрудничество приобретает все более интеллектуальное наполнение. И высокоскоростная магистраль – это бесспорный хай-тек.

Дороги и мосты

Но одновременно это и часть реализующейся постепенно идеи Назарбаева насчет "евразийства" Казахстана, то есть его роли вполне физического "моста" между Востоком и Западом. Как отметил в Пекине казахстанский президент, через железнодорожный переход "Алашанькоу – Дружба" мы уже достигли перевозки 15 млн. тонн грузов, контейнеры с китайскими товарами уже через нас попадают в Европу. Кроме этого, в этом году мы закончим строительство второй железнодорожной ветки "Хоргос – Алматы", которая свяжет Россию, Европу и государства Средней Азии.


Далее же предстоит ввод в строй железнодорожной нитки из Казахстана через Туркменистан, Иран на Персидский залив. Еще не надо забывать оптоволоконную связь и завершение в следующем году автомобильной трассы "Западный Китай – Западная Европа" протяженностью в 2700 км.

И тогда получается, что Казахстану удалось то, что не вышло еще у СССР и далее у России. Надо вспомнить, что с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году начала формироваться новая восточная политика России – та, которую мы донашиваем и сегодня. Ключевой частью той политики стало примирение и сближение Москвы и Пекина в 1989 году. Роль, которую наша страна примиряла тогда на себя, включала и вот это самое "мостообразное" служение Востоку и Западу.

Считалось, например, что Транссибирская магистраль – это стратегическая нить, по которой пойдут товары… вот примерно так, как они сейчас идут через "Алашанькоу – Дружба".

Обижаться не на кого. Казахстан дал России очень большую временную фору, начав строительство евразийской транспортной сети намного позже горбачевских планов. А сейчас было бы не вредно проанализировать, почему же российские порты, дороги и таможни настолько непопулярны у торговых партнеров, что им проще создать полностью новую инфраструктуру через Центральную Азию. Что-то там у нас не так. И, кстати, хорошо бы узнать, кто первый сказал, что владивостокские таможенники, снявшие великолепный клип "для своих", в чем-то что-то нарушили. Что у них там – храм, что ли, на рабочем месте, в котором нельзя вечером повеселиться, и надо для этого идти в дом культуры? В любом случае не веселые и счастливые таможенники – главная проблема "восточных ворот России", проблемы в чем-то другом.

Историческая же заслуга Казахстана перед Москвой, пожалуй, в том, что он стал надежной географической (и не только географической) сердцевиной и евразийской, и центральноазиатской политики, позволив этим России играть в регионе важную и осмысленную роль. Визит Назарбаева в Пекин продолжает эту тенденцию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала