Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Хотелось этого организаторам проходящего в понедельник и вторник государственного визита в Китай президента Казахстана Нурсултана Назарбаева или нет, но общение лидеров двух стремительно растущих азиатских стран воспринимается сейчас через призму политической катастрофы на Ближнем Востоке. Стабильность против хаоса: к сожалению, теперь это сопоставление займет многие умы на долгие годы. В том числе, возможно ли в Казахстане или Китае повторение того, что происходит в нескольких арабских странах? Если нет, то почему?
Тем более что Казахстан, вне всяких сомнений, вполне сознательно усваивает китайские уроки стабильности и роста, точно так же как Китай перед началом своих реформ научился многому у Сингапура или Малайзии, включая практически однопартийную систему и наследственный метод передачи власти. В целом же аналоги китайского политического стиля можно увидеть примерно в двух десятках стран мира. Тут, впрочем, надо вспомнить, что Сингапур и Малайзия в свою очередь многому научились от Великобритании (которая, между прочим, владела одно время и Египтом), и разговор окончательно уйдет в академические дебри. В то время как визит президента Казахстана в Китай, при всей его торжественности, носил практический характер.
Высокие технологии
Торжественность в ходе государственных визитов – это, в данном случае, проход мимо почетного караула, и еще когда на дальнем конце стола заседаний не различаются лица. Обсуждались же за этим столом в Пекине, в основном, вопросы экономические, по которым было подписано множество документов.
Возможно, наиболее интересный из них – насчет скоростного поезда. На последние часы визита намечалась и поездка казахстанского гостя на таком поезде, ставшем уже одной из визитных карточек китайской экономики. Неважно, кто помогал китайцам строить полотно и поставлял подвижный состав для их первых поездов. Важно то, что сейчас создавать высокоскоростную железнодорожную магистраль Астана – Алматы (она же – Алма-Ата) будет Китай.
Один из ключевых политический лозунгов в Казахстане – это "интеллектуальная нация". Здесь можно заметить, что интеллектуальные нации не устраивают революций, но лозунг намного старше нынешних арабских побоищ. Казахстанское руководство имело в виду, что лучших школьников надо отправлять в лучшие университеты мира – в США, Европу, Россию, и делает именно это. Сейчас к списку добавился и Китай, где в данный момент находится 3500 казахстанских студентов.
А что касается экономики, то при всей любви Китая к сырью и энергетическим ресурсам казахстанско-китайское сотрудничество приобретает все более интеллектуальное наполнение. И высокоскоростная магистраль – это бесспорный хай-тек.
Дороги и мосты
Но одновременно это и часть реализующейся постепенно идеи Назарбаева насчет "евразийства" Казахстана, то есть его роли вполне физического "моста" между Востоком и Западом. Как отметил в Пекине казахстанский президент, через железнодорожный переход "Алашанькоу – Дружба" мы уже достигли перевозки 15 млн. тонн грузов, контейнеры с китайскими товарами уже через нас попадают в Европу. Кроме этого, в этом году мы закончим строительство второй железнодорожной ветки "Хоргос – Алматы", которая свяжет Россию, Европу и государства Средней Азии.
Далее же предстоит ввод в строй железнодорожной нитки из Казахстана через Туркменистан, Иран на Персидский залив. Еще не надо забывать оптоволоконную связь и завершение в следующем году автомобильной трассы "Западный Китай – Западная Европа" протяженностью в 2700 км.
И тогда получается, что Казахстану удалось то, что не вышло еще у СССР и далее у России. Надо вспомнить, что с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году начала формироваться новая восточная политика России – та, которую мы донашиваем и сегодня. Ключевой частью той политики стало примирение и сближение Москвы и Пекина в 1989 году. Роль, которую наша страна примиряла тогда на себя, включала и вот это самое "мостообразное" служение Востоку и Западу.
Считалось, например, что Транссибирская магистраль – это стратегическая нить, по которой пойдут товары… вот примерно так, как они сейчас идут через "Алашанькоу – Дружба".
Обижаться не на кого. Казахстан дал России очень большую временную фору, начав строительство евразийской транспортной сети намного позже горбачевских планов. А сейчас было бы не вредно проанализировать, почему же российские порты, дороги и таможни настолько непопулярны у торговых партнеров, что им проще создать полностью новую инфраструктуру через Центральную Азию. Что-то там у нас не так. И, кстати, хорошо бы узнать, кто первый сказал, что владивостокские таможенники, снявшие великолепный клип "для своих", в чем-то что-то нарушили. Что у них там – храм, что ли, на рабочем месте, в котором нельзя вечером повеселиться, и надо для этого идти в дом культуры? В любом случае не веселые и счастливые таможенники – главная проблема "восточных ворот России", проблемы в чем-то другом.
Историческая же заслуга Казахстана перед Москвой, пожалуй, в том, что он стал надежной географической (и не только географической) сердцевиной и евразийской, и центральноазиатской политики, позволив этим России играть в регионе важную и осмысленную роль. Визит Назарбаева в Пекин продолжает эту тенденцию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции