Коммерсантъ-Деньги (Москва), № 7, 21.02.2011,
"Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме",- заявил в 1961 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, выступая на XXII съезде, который утвердил программу КПСС и цель - коммунизм к 1980 году.
Согласно известному анекдоту, коммунизм заменили Олимпиадой-80 в Москве. К тому моменту страна постепенно сползала в застой, закончившийся, по меткому выражению Владимира Путина, "крупнейшей геополитической катастрофой XX века".
С тех пор прогнозы на 20 лет вперед, особенно чрезмерно оптимистичные, заставляют настораживаться. Тем более что параллели заметны невооруженным глазом, даже президент Медведев не так давно упомянул о риске нового застоя. Благие намерения власти, похоже, ведут Россию не только к новому застою, но и к отставанию от развитых стран навсегда.
А как хорошо все начиналось в 2006-м, когда во власти впервые заговорили о подготовке долгосрочного прогноза развития. На его разработку ушло почти два года, и 17 ноября 2008-го концепция долгосрочного развития (КДР-2020, известная как стратегия-2020) была утверждена.
Некоторые ее положения можно хоть сейчас вставлять в планы построения коммунизма. Например: "Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до $2700". Или: "Средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30-35 кв. м на человека, или около 100 кв. м на среднестатистическую семью". Напомним, сейчас средняя обеспеченность жильем - около 20 кв. м на человека, а средняя зарплата - около $700.
Нереальность этих планов была ясна уже в момент их принятия. В октябре 2008-го в России уже вовсю свирепствовал кризис. Впрочем, сомнения в том, что удастся сохранить темпы роста ВВП на 7,5%, были и на этапе разработки: экстраполировать динамику явно перегретой к тому моменту экономики на годы вперед было явно рискованным приемом.
Коррекцию программы правительство поручило Минэкономики в августе 2009-го, а в январе 2011-го 21-я экспертная группа приступила к работе (мнения некоторых экспертов см. в справке ). 16 февраля эксперты встретились с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, чтобы обсудить направления работы.
К этому времени уже была возможность оценить новые прогнозы Минэкономики, обнародованные за несколько дней до этой встречи. Коммунизм мы больше не строим - именно такое впечатление возникает при сравнении КДР-2020 и нового долгосрочного инновационного прогноза-2030.
Все параметры ухудшились (см. таблицу). Например, темпы роста ВВП в новом прогнозе Минэкономики (стратегия-2030) - порядка 4,0%, к тому же они затухающие. Справедливости ради заметим, что в КДР-2020 затухание тоже предусматривалось, но не такое быстрое.
Новый прогноз предусматривает довольно широкую вариативность. Базовым считается инновационный прогноз (Inn2). Однако и у него меняются параметры в зависимости от прогноза цен на нефть. Минэкономики также рассмотрело энергосырьевой (консервативный) сценарий (E1).
"В основных сценариях (Inn2, E1) предполагается умеренный рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы (в среднем около 1% в год в реальном выражении). Цена на нефть марки Urals в 2020 году достигает $101 за баррель, в 2030 году - $140 за баррель. В периоды замедления мирового экономического роста вероятно снижение цен на нефть на 15-20% от основного тренда",- говорится в документе.
В консервативном сценарии главной целью считается бездефицитность бюджета. К 2015 году цель достигается, однако темпы роста ВВП при этом оказываются около 2,5-2,9% в год. Впрочем, этот сценарий явно не позволяет осуществить даже перевооружение армии (а на это нужно 19 трлн руб. до 2020 года), так что вряд ли правительство готово его всерьез рассматривать.
Картина будущего, возникающая из обновленных прогнозов, выглядит мрачно. Почти одновременно с российским прогнозом рейтинговое агентство Standard & Poor''s (S&P) опубликовало доклад "Старение населения-2010: неоспоримая истина". О России в нем сказано: "Госрасходы, связанные со старением населения, к 2050 году вырастут с 13 до 25,5% ВВП, что почти равно уровню развитых стран, а чистый долг достигнет 569,9% ВВП; по этому показателю Россию будут опережать лишь Нидерланды и Япония. Дефицит консолидированного бюджета России при таком сценарии должен вырасти в десять раз, с 4,8 до 48,7%". Аналитики S&P объясняют негативный прогноз незавершенной реформой пенсионной системы, курсом на увеличение бюджетных расходов на выплату пенсий и социальные нужды, а также демографическими тенденциями - сокращением и старением населения.
В России старение населения - процесс более болезненный, чем в развитых странах. Анатолий Вишневский, директор Института демографии ВШЭ, объясняет: "Смертность снизу - это когда уменьшается рождаемость, таким образом, количество людей старшего возраста увеличивается в относительном значении, но не в абсолютном. Сверху - когда снижается смертность и увеличивается продолжительность жизни пожилых людей, соответственно, количество людей старшего возраста увеличивается и в абсолютном, и в относительном значении. Так вот на Западе старение населения большей частью происходит сверху, а у нас - только снизу". Проще говоря, пожилых в расчете на одного кормильца становится все больше.
А это означает рост налогообложения, растущее давление на бизнес и неблагоприятный деловой климат. И коррупцию в придачу, поскольку бизнес, вероятно, будет пытаться откупаться от слишком высокого налогового бремени. В общем, полный букет проблем стран третьего мира, помноженный на европейские демографические проблемы. Да еще и с неизбежным приростом мигрантов: рабочую силу надо откуда-то брать. Минэкономики РФ с такой картиной событий, похоже, согласно, хотя прямо об этом и не говорит.
Так, прогноз-2030 предполагает снижение будущего уровня благосостояния населения вдвое. Средняя зарплата в 2020 году предполагается на уровне $1400 (в КДР-2020 планировалось $2700). Таким образом, в 2020 году будущий средний россиянин будет гораздо беднее нынешнего среднего европейца. По данным Евростата, уже сейчас минимальная - не средняя даже - зарплата в некоторых странах ЕС (Франция, Нидерланды, Бельгия и Ирландия) составляет около €1400, а в Люксембурге вообще превышает €1750.
Однако даже достижение скромных параметров, заложенных в инновационном прогнозе-2030, требует резкого увеличения госрасходов. Предполагается, что государство будет активно инвестировать в ключевые отрасли экономики за счет дефицита бюджета 2-3% ВВП. Планируется и резкий рост госдолга, до 30% ВВП, что более чем втрое выше нынешнего уровня. Где уж тут еще внутренний спрос стимулировать и зарплаты повышать...
Бюджетные деньги Минэкономики предполагает потратить на инфраструктурные проекты и развитие человеческого капитала. Так, расходы на здравоохранение увеличиваются в 1,5 раза, на образование - в 1,3 раза, на науку - более чем вдвое. Планируются серьезные инвестиции в реконструкцию дорожной сети.
"Модернизация транспортной инфраструктуры - дорогостоящая вещь, и нужен высокий уровень именно госинвестиций; частный бизнес дороги не строит. То же самое модернизация образования и здравоохранения. Если мы хотим быть достойной нацией, то за это нужно платить, и бюджету в том числе",- заявил 10 февраля замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Госинвестициями в образование, здравоохранение, науку и дороги правительство решило заняться не от хорошей жизни. Слишком очевидна деградация человеческого капитала. Например, в том же образовании вроде бы все хорошо. Более 80% выпускников российских школ поступают в вузы и успешно заканчивают их. То есть формально это люди с высшим образованием. О качестве же дипломов можно судить, например, по проведенному 7 февраля социологическому опросу ВЦИОМа. Оказалось, что 32% опрошенных не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, и доля людей, не знакомых с элементарными вещами, год от года растет.
В здравоохранении столь показательный опрос, видимо, придумать нельзя. Однако многочисленные конфликты из-за неоказания помощи или неправильных диагнозов вызывают нехорошее подозрение, что в этой сфере тоже далеко не все гладко. Зато состояние дорог мы видим все: здесь не гладко в прямом смысле.
Тут, впрочем, есть противоречие. Предположим, что планы правительства успешно реализуются и бюджетные вливания смогут радикально улучшить ситуацию в образовании. Допустим, к 2020 году удастся воспитать качественный человеческий капитал. Но почему в правительстве уверены, что этот капитал будет работать в России за $1400 в месяц, а не сбежит, например, на Запад (или на Восток) за зарплату $5-6 тыс. в месяц? Ведь железный занавес в стратегиях Минэкономики пока не предусмотрен.
В результате к 2020-2030 годам получаем картину бедной и постаревшей страны с высокими налогами, запредельной коррупцией, разрушающейся инфраструктурой. Страны, из которой бегут все, кто только может убежать. А те, кто не может, смотрят очередную Олимпиаду.
Те же, кто убегать не собирается, могут только пожелать удачи членам 21-й рабочей группы и их правительственным кураторам. Вдруг им все-таки удастся придумать, как не допустить нового застоя, окончательной деградации страны и уговорить власти не только одобрить новую программу, но и выполнить ее.