С 1 января 2011 года Литва вступила в права страны-председателя ОБСЕ. О том, какие задачи Литва ставит перед собой в рамках председательства в интервью РИА Новости рассказал Действующий председатель организации, глава МИД Литвы Аудронюс Ажубалис.
- Что нового Литва планирует привнести в деятельность ОБСЕ? Какие начинания прошлых лет необходимо продолжать?
- С 1 января 2011 Литва переняла эстафету председательства в ОБСЕ от Казахстана. Организация получила положительный заряд от успешно проведенного 1-2 декабря в Астане саммита ОБСЕ. На нем все государства-участники подтвердили свою приверженность основным принципам ОБСЕ во всех трех измерениях безопасности - военно-политическом, экономико-экологическом и в человеческом измерении. Страны-участницы ОБСЕ также поставили перед собой стратегическую цель на будущее - построение евразийского и евроатлантического сообщества безопасности, базирующегося на общих принципах и ценностях.
Цель нашего председательства в ОБСЕ в этом году - организовать работу по реализации итогов саммита, а также продолжить диалог по широкому кругу ключевых вопросов европейской безопасности, который начался два года назад. Мы будем работать, не "изобретая велосипед", в существующих форматах, принимая во внимание идеи и предложения, выдвинутые во время подготовки и проведения саммита в Астане. На следующей встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Вильнюсе 6-7 декабря, мы оценим, насколько смогли продвинуться к достижению этих целей. В целом, мы будем делать все возможное для поддержания позитивной динамики прошлого года путем перевода достигнутых в Астане политических договоренностей в конкретные действия.
Основными приоритетами нашей работы в этом году станет достижение прогресса в деле урегулирования "затяжных конфликтов", обеспечение лучшего выполнения обязательств в сфере свободы СМИ, усиление борьбы в рамках Организации с транснациональными угрозами и вызовами, в том числе исходящими с территории Афганистана, укрепление роли ОБСЕ в диалоге в области энергетической безопасности, воспитание толерантности через просвещение на всем пространстве ОБСЕ.
Наведение мостов и восстановление доверия внутри "семьи ОБСЕ" в духе уважения и терпимости - эти цели, на наш взгляд, особенно актуальны и своевременны. Я думаю, Литва имеет хороший потенциал для достижения прогресса на этих направлениях. Весь прошлый век наша страна находилась в эпицентре масштабных геополитических процессов. Она претерпела исторические изменения, и сегодня мы имеем поистине уникальный опыт, которым готовы поделиться с другими.
- Принцип "тройки" - когда прошлый, действующий и следующий председатели ОБСЕ совместно координируют и планируют деятельность организации - гарантирует преемственность политики ОБСЕ. Расскажите, пожалуйста, какие функции Литва как действующий председатель выполняет единолично, а какие - делит с партнерами по "тройке"?
- "Тройка" - это неформальный инструмент для оказания поддержки стране-председателю, и, конечно, он не заменяет собой работу коллективных органов, которые принимают решения. В 2011 году "Тройка" состоит из министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, меня и министра иностранных дел Ирландии, который возглавит Организацию в следующем году. Хотя четкого распределения обязанностей между нами нет, тем не менее, каждый из членов "Тройки" выполняет конкретные функции. Так, Контактную группу Средиземноморских партнеров по сотрудничеству возглавляет страна - будущий председатель, а Контактную группу Азиатских партнеров по сотрудничеству - бывший председатель, то есть Казахстан. Кроме того, страна - председатель совещается с членами "Тройки" при назначении глав полевых миссий ОБСЕ. Уже в середине этого года Ирландия возьмет на себя работу по согласованию проекта бюджета ОБСЕ на 2012 год. Она также возглавит дискуссию по темам, которые в 2012 году станут основными в работе ОБСЕ в экономико-экологическом измерении.
На оперативном уровне послы стран - членов "Тройки" неформально встречаются каждую неделю, помимо регулярных заседаний Постоянного Совета и Форума по безопасности и сотрудничеству. Задолго до того, как я стал Действующим председателем, я начал обсуждать с министром Саудабаевым, вопросы работы в ОБСЕ, и продолжаю делать это и по сей день.
- Деятельность ОБСЕ осуществляется в рамках трех ключевых "корзин": политико-военное, экономическое и экологическое и гуманитарное измерения. Казахстан как председатель ОБСЕ в 2010 году провозгласил необходимость равного наполнения всех "корзин". Каковы приоритеты Вашего председательства по наполнению каждой из "корзин"?
- Всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасности охватывает три измерения, и все они одинаково важны для государств-участниц. Угрозы безопасности, связанные с экологией, экономикой или правами человека, могут быть столь же серьезны, как и угрозы военного характера. Недавние события в Северной Африке доказали это. В деятельности Организации необходимо соблюдать баланс между этими тремя измерениями, и мы будем делать все возможное, чтобы достичь необходимого равновесия.
Кроме того, в последние годы мы неоднократно видели, что основные вызовы, с которыми сталкиваются государства ОБСЕ, как-то транснациональные угрозы, в том числе торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, преступления в киберпространстве, неконтролируемая миграция и терроризм, становятся все более многогранными. В новых угрозах налицо элементы "жесткой" безопасности, экономическая составляющая и аспекты, связанные с правами человека.
Еще один пример - проблема затяжных конфликтов. Их нельзя четко подогнать под какое-то одно из трех направлений нашей работы. Женевские международные дискуссии по Южному Кавказу, например, проводятся в двух параллельных группах, занимающихся, соответственно, проблемами безопасности и гуманитарными аспектами, в том числе такими вопросами экономического характера, как водоснабжение и поставки газа населению. Чтобы действенно решать эти проблемы, необходимо обеспечить тесное сотрудничество внутри Организации и целостность усилий по всем трем направлениям.
Что касается первого, военно-политического измерения, Литва как страна-председатель ОБСЕ будет планомерно поддерживать усилия всех стран-участниц ОБСЕ, нацеленные на преодоление нынешней ситуации в переговорах по контролю за обычными вооружениями, а также работать над модернизацией Венского документа 1999 года о мерах укрепления доверия и безопасности. Этот документ, в числе прочего, предусматривает обмен информацией между странами-участницами ОБСЕ о своих вооруженных силах и деятельности в военной сфере.
В экономико-экологическом измерении, мы сделаем упор на определении роли, которую могла бы играть ОБСЕ в диалоге по энергетической безопасности. ОБСЕ объединяет ключевых производителей и потребителей энергии, а также транзитные страны. Мы считаем, что у Организации есть хороший потенциал для содействия диалогу в этой сфере в качестве дополнительной платформы для совместных дискуссий. При этом необходимо четко расставлять приоритеты и согласовывать действия с другими игроками, чтобы дополнять, а не дублировать уже ведущуюся на двустороннем и многостороннем уровне работу.
В третьем, человеческом измерении, мы будем фокусироваться на свободе СМИ, в том числе поощрении плюрализма в новых СМИ и обеспечении безопасности журналистов. Стремясь предотвращать преступления на почве ненависти, мы собираемся делать упор на просвещении и повышении осведомленности о данной проблеме среди представителей СМИ, гражданского общества, в также среди политической элиты. Мы будем работать в тесном контакте с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и права человека, Верховным комиссаром по вопросам национальных меньшинств и Представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, уважая автономность этих институтов.
- В апреле 2010 года ОБСЕ столкнулась с таким серьезным вызовом, как конфликт в Киргизии. Что необходимо ОБСЕ, чтобы оперативно и эффективно реагировать на подобные ситуации?
- События в Киргизии, действительно, стали проверкой способности Организации оперативно и эффективно реагировать на кризисные ситуации. Разработка ОБСЕ совместно с киргизской стороной Инициативы общественной безопасности - важный результат реагирования международного сообщества на хрупкую ситуацию в стране. Одновременно, следует признать, что события в Киргизии в апреле и июне 2010 года продемонстрировали необходимость улучшать нашу способность оперативно и эффективно действовать на всех этапах конфликтного цикла, в особенности, на стадии раннего предупреждения. Мы должны быть способны заранее предугадывать симптомы нарождающегося кризиса. Мы будем работать над укреплением аналитической и оперативной составляющей деятельности ОБСЕ, а также стремиться усилить роль ОБСЕ в постконфликтной реабилитации и примирении, с вовлечением и наших полевых миссий.
- Литва как действующий председатель ОБСЕ одним из своих приоритетов объявила решение замороженных конфликтов. Какие шаги Вы планируете предпринять в этом направлении?
- Нерешенные конфликты по-прежнему являются серьезной угрозой нашей общей безопасности, и мы рассматриваем в качестве важнейшего приоритета достижение прогресса в разрешении этих конфликтов при полном соблюдении норм и принципов международного права, прописанных в Уставе ООН, а также принципов Хельсинкского Заключительного акта.
Мы продолжим обеспечивать активное участие ОБСЕ в политическом процессе, нацеленном на урегулирование конфликта в Приднестровье, основываясь на положительной динамике прошлого года. Мы будем работать над возобновлением официальных переговоров в формате "5+2", и уверены, что необходимые предпосылки для этого уже существуют.
Литва как страна-председатель ОБСЕ по-прежнему поддерживает активную деятельность организации в рамках Женевских международных дискуссий, нацеленных на снижение напряженности и построение доверия между жителями затронутых конфликтом территорий. ОБСЕ совместно с ЕС и ООН сопредседательствует в этих дискуссиях, начавшихся после событий августа 2008 года. Мы приветствуем возобновление в октябре 2010 года регулярных встреч в рамках механизма Двани/Эргнети по предотвращению инцидентов и реагированию на них, и рассчитываем на решение проблем водоснабжения и поставок газа населению. Это ощутимо изменило бы в лучшую сторону жизни обычных людей. Усилению роли и эффективности ОБСЕ на этом направлении способствовало бы восстановление полевого присутствия ОБСЕ.
Что касается Нагорного Карабаха, нашей основной целью является поддержание диалога между сторонами, чтобы избежать дальнейшего роста напряженности. Мы поддерживаем политические дискуссии сопредседателей Минской группы, нацеленные на урегулирование конфликта путем переговоров, и призываем стороны конфликта и другие государства-участники ОБСЕ рассмотреть возможные меры по укреплению доверия и усилению мониторинговой деятельности.
- В декабре 2010 года после одиннадцатилетнего перерыва состоялся саммит ОБСЕ в Астане, на котором было подтверждено намерение развивать организацию так, чтобы она наиболее полно соответствовала реалиям и вызовам времени. Решение каких проблем кажется Вам наиболее значимым для полноценного функционирования ОБСЕ?
- ОБСЕ - это зеркало общей ситуации в регионе и отношений между государствами-участниками. Любая организация хороша лишь настолько, насколько эффективной ее хотят видеть и делают таковой ее участники.
Литовское председательство в ОБСЕ стремится улучшить ряд процессов внутри Организации, чтобы сделать ее более эффективной и востребованной. Эта работа будет нацелена, в частности, на совершенствование бюджетного процесса и укрепление правовых рамок ОБСЕ. Мы намерены продолжать рассматривать различные возможности для начала дискуссии относительно учредительного документа Организации - этот вопрос, как я знаю, очень близок нашим партнерам в России.
Наконец, в 2011 году литовское председательство будет отвечать за организацию процесса избрания государствами-участниками нового Генерального секретаря ОБСЕ. Мы намерены вести этот процесс в духе справедливости и прозрачности, чтобы вовремя прийти к консенсусному решению.
- На саммите ОБСЕ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвигал инициативу создания единого пространства Евроатлантической и Евразийской безопасности и синхронизации с этой целью повесток дня ключевых структур как Европы, так и Азии - ОБСЕ, ЕС, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Организации исламская конференция (ОИК). Как Вы оцениваете эту инициативу?
- Я хотел бы ответить на этот вопрос, прежде всего, в качестве Действующего председателя ОБСЕ - уникальной организации, объединяющей 56 стран-участниц из Северной Америки, Европы и Азии, то есть стран, которые также являются членами других региональных структур и организаций, таких, как ЕС и СНГ, НАТО и ОДКБ, СВМДА и ОИК.
Невозможно обеспечить безопасность в Евроатлантическом регионе, если страны и народы Евразии не чувствуют себя в безопасности. На саммите ОБСЕ в Астане лидеры ОБСЕ подтвердили приверженность цели построения свободного, демократического, общего и неделимого сообщества евроатлантической и евразийской безопасности, в котором безопасность одних государств напрямую зависит от безопасности других. Значение Центральной Азии возрастает, и Саммит ОБСЕ, впервые проведенный в регионе, является признанием этого факта.
ОБСЕ - не единственная международная организация, работающая в области безопасности, и мы стремимся оптимально использовать ресурсы и дополнять усилия других институтов и организаций, действующих в зоне географической ответственности. Мы намерены продолжать активно сотрудничать со всеми игроками, в том числе с СВМДА.
- В последние годы многие говорили о заметном снижении роли ОБСЕ как международной переговорной площадки, о том, что в ОБСЕ более-менее активная работа велась лишь по гуманитарной "корзине". Нужна ли, на Ваш взгляд, ОБСЕ в современных условиях? Или ее функции могут быть распределены между другими организациями?
- Здесь я с вами не соглашусь. ОБСЕ - очень сложная структура. Я считаю, что тот факт, что "человеческому измерению" уделяется много внимания, можно, отчасти, объяснить тем, что эту "корзину" публике легче всего представить, а журналистам - освещать. Как бывший журналист, могу сказать, что, к примеру, миссии по наблюдению за выборами и их выводы намного проще "продать" публике, чем политические дискуссии по какому-нибудь документу в военно-политическом или экономико-экологическом измерении, хотя эти дискуссии, будучи долгими, узкоспециализированными и даже конфиденциальными, могут быть ничуть не менее важными.
Я твердо уверен, что ОБСЕ - уникальная организация, которая не может быть заменена никакой из ныне существующих структур. Особенность ОБСЕ в том, что тут встречаются не блоки или противоборствующие стороны, а страны, каждая со своими целями и перспективами. При этом все страны, тем не менее, стремятся перейти от взаимных подозрений к построению доверия.
Наша Организация по-прежнему является важным форумом для политического диалога, где решения принимаются консенсусом всех стран-участниц. Несмотря на то, что решения эти не имеют обязательного юридического характера, а представляют собой политические обязательства, это не умаляет их значения. В то время как процесс достижения консенсуса зачастую идет медленно и болезненно, окончательный результат имеет намного более важное значение, так как он представляет коллективную волю всех 56 участников. Жизнь ОБСЕ может в любой момент застопориться из-за продолжительного вето какой-нибудь страны-участницы. И, тем не менее, даже в самые сложные моменты за последние 10 лет ОБСЕ продолжала работать.
ОБСЕ также обладает широкой сетью полевых миссий, которые помогают странам-участницам быть в курсе ситуации в регионе ОБСЕ и принимать обоснованные решения. По запросу любого из 56 государств-участников и при условии достижения консенсуса между всеми странами, ОБСЕ готова предоставлять соответствующую поддержку и делиться своим опытом, как было сделано, например, в случае Киргизии.
Полагаю, что продолжать двигаться вперед, чтобы сохранить ОБСЕ в качестве многогранного и богатого инструмента создания стабильности, мира и прогресса, - в интересах всех государств-участниц.
- Россия выдвинула инициативу о Договоре о европейской безопасности, которая поставила задачу формирования единого и неделимого пространства безопасности, где каждое государство чувствовало бы себя защищенным, независимо от участия в военно-политических союзах. Был начат "процесс Корфу". Как вы оцениваете перспективы в этом направлении?
- Мы очень позитивно оцениваем то, что в ОБСЕ начался серьезный разговор о том, как усовершенствовать эти механизмы и вернуть проблемы европейской безопасности на переговорное поле 56 стран участниц.
Стимулом для запуска "процесса Корфу" - неформального диалога между государствами-участниками ОБСЕ по вопросам безопасности - явилось предложение российского президента Дмитрия Медведева, высказанное им в 2008 году, начать широкую дискуссию об архитектуре европейской безопасности. Диалоговый "процесс Корфу", стартовавший в 2009 году, принес позитивные результаты, прежде всего, в плане восстановления доверия между странами-участницами ОБСЕ.
Мы намерены продолжать неформальные дискуссии в духе "процесса Корфу" по всему кругу вопросов евроатлантической и евразийской безопасности, а также роли ОБСЕ. Наша цель - способствовать переводу прошлогодних идей и предложений в конкретные решения, которые могли бы быть одобрены всеми государствами, в том числе и на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Вильнюсе в декабре этого года.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе? Ведь Россия заморозила свое участие в договоре до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут его выполнять.
- Договор об обычных вооруженных силах в Европе имеет, так скажем, "родственные связи" с нашей Организацией. Сам по себе он не является документом ОБСЕ, но переговоры по нему велись в Вене в рамках тогда еще Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которая затем стала ОБСЕ. В 1990 году, когда договор был подписан, в Вене была создана специальная Совместная консультативная группа, которая занимается вопросами соблюдения положений договора. ОБСЕ предоставляет конференционную и логистическую поддержку этому органу, который работает в соответствии с собственными правилами и процедурами.
На саммите в Астане страны-участницы ОБСЕ высоко оценили вклад, который внес ДОВСЕ в создание стабильной и предсказуемой обстановки в Европе, и поддержали запуск консультаций, нацеленных на создание необходимых условий для начала в 2011 году переговоров по преодолению нынешней ситуации с договором.
Североатлантический альянс по-прежнему остается приверженным ДОВСЕ, и всегда выступал за вступление в силу адаптированного договора. НАТО призывал Россию выполнять обязательства по выводу войск из Грузии и Молдовы, данные в 1999 году в Стамбуле. Это позволило бы Альянсу и другим стрaнам начать ратификацию адаптированного договора. Литва в прошлом неоднократно заявляла, что присoeдинится к ДОВСЕ, когда он вступит в силу. Мы надеемся, что происходящий сейчас процесс модернизации обычных вооруженных сил при участии 36 стран будет успешным.