С принятием нового Закона об образовании дошкольное станет первой ступенью общего. Стоит ли требовать от воспитателей учить детей читать и писать, в интервью РИА Новости рассуждает заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов Московского городского психолого-педагогического университета Елена Юдина.
- Елена Георгиевна, в обществе идут бурные споры о новых школьных стандартах образования. А нужны ли они для дошкольников?
- Для дошкольной сферы сейчас действует не стандарт, а Федеральные государственные требования (ФГТ) от 2009 года. Они включают те же элементы, что и стандарты для остальных уровней образования: требования к структуре основной программы и к условиям её реализации (кроме третьего элемента – требований к результатам освоения программы).
Новый закон распространяет термин "стандарт" на дошкольное образование, повторяя содержание ФГТ. Но он плохо учитывает возрастные особенности детей. В структуре программы за образец по-прежнему берется школа: математики столько-то часов, рисования – столько-то... Но в детсаду не может быть такого четкого деления образовательного процесса на предметы – мы получим "маленькую школу"…
- А надо ли прописывать в законе результаты освоения дошкольной программы?
- Ни в коем случае. До 1989 года в единственной тогда "Типовой программе дошкольного воспитания" было указано: к такому-то возрасту "ребенок должен" и перечислялось множество знаний, умений и навыков. Итог - "натаскивание" и дрессировка детей. В ФГТ требования к результатам – несмотря на незаконность этого – также прописаны в качестве элемента структуры образовательной программы. Но маленький ребенок никому ничего не "должен". Можно только стараться заинтересовать его, направлять его активность, создавая ему условия для развития.
Результаты можно было бы выражать в терминах личностного развития, отмечая достигнутые им те же знания, умения, навыки. Но придется учитывать слишком много факторов. Квалифицированный психолог может оценить развитие конкретного ребенка, но это работа "штучная". А массовая диагностика приводит лишь к бесполезному стрессу, перегрузке детей.
Мониторинг должен быть инструментом в руках воспитателя, а не чиновника, и проводиться он должен в форме игры, наблюдения, а не проверки.
- Нужна ли так называемая "предшкола"?
- Для детей это вредно. Как правило, в прогимназиях, на подготовительных курсах при школах с детьми проходят программу первого класса. А потом тот же учитель начинает все сначала – нет лучшего способа уничтожить учебную мотивацию...
Готовность ребенка к школе возникает как естественный результат его полноценного развития – надо, чтобы ему было просто интересно учиться, осваивать новые правила и обязанности.
- Как же тогда оценивать работу детского сада?
- В центре экспертизы должна быть работа педагогов и образовательная среда - как в развитых странах. Во-первых, как воспитатель общается с детьми: создает ли он доверительную атмосферу в группе, как реагирует на вопросы. Во-вторых, насколько он квалифицирован как педагог – владеет ли современными педагогическими технологиями, как заинтересовывает детей предлагаемым материалом, учит общаться, проявлять инициативу. В-третьих – собственно образовательная среда: игры, игрушки, современные средства обучения, насколько они соответствуют образовательным задачам, поставленным воспитателем. В-четвертых – организация образовательного процесса. Бывает, детский сад становится культурным центром в своем микрорайоне. Это заслуга администрации. И в-пятых – оценка медико-социальных условий.
- Что же говорится в законе об условиях реализации программы? И как детсады получают лицензии и аккредитации?
- В законе говорится об "условиях" вообще. На практике между лицензированием и аккредитацией детского сада никакой разницы – дважды проверяется одно и то же. Тогда как в первом случае важны скорее "витальные" условия – санитарные и другие нормы пребывания детей в детсаду. А во втором случае следует учитывать психолого-педагогические моменты (пять упомянутых).
Можно было бы уточнить формулировки в законе. Местами проект излишне детализирован: из восьми оставлено всего два вида дошкольной образовательной организации – обычный детский сад и коррекционный. Предпочтительнее обозначить просто "необходимость (их) видового разнообразия".
- Можно ли взять еще что-то ценное из зарубежного опыта, помимо характера экспертизы?
- Частично. В ряде скандинавских стран одна образовательная программа дошкольного образования – но это не инструкция, а лишь "рамка", определяющая для профессионала общие образовательные тенденции и социокультурные ожидания общества.
В новом варианте закона есть общее положение о примерных образовательных программах – в том числе для дошкольного образования. Но не совсем ясно, каков их статус – обязательный или рекомендательный. А перенять следовало бы уважение к детям, их право на самостоятельность, каким бы маленьким ни был ребенок.
Материал подготовила Мария Салтыкова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости