МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Руководители творческих ВУЗов в ходе мультимедийного видеомоста, прошедшего в РИА Новости в пятницу, сошлись во мнении, что статья о художественном образовании в новом базовом законопроекте об образовании требует доработки.
В начале февраля были завершены общественные обсуждения нового базового законопроекта об образовании. Теперь он должен пойти на рассмотрение в Госдуму, а пока думский комитет по культуре готовит рекомендации по устранению недостатков, которые имеются в документе в части художественного образования.
По мнению ректора Московской консерватории Александра Соколова, нынешняя трактовка - "предпрофессиональное обучение", не подходит к системе образования в сфере культуры и искусства в целом.
"Это как раз та самая нечеткость, которую нужно искоренить. Профессиональное образование начинается рано - в 5-6 лет, потом уже будет поздно. Что же касается музыкального искусства, то по нему должен быть четко прописан основополагающий принцип нашего музыкального образования, а именно - принцип непрерывности", - считает Соколов.
С ним согласен и ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Семен Михайловский.
"В свое время академия курировала 50 художественных училищ по всей стране, а теперь они становятся заложниками чиновников на местах, мы пытаемся сейчас восстановить нарушенные связи и установить принцип непрерывности обучения", - сказал он.
Эксперты считают, что в статье в полной мере не учтена специфика художественного образования, в том числе не определен статус академий и консерваторий. По мнению Михайловского, эти учреждения, как и раньше, должны находиться под патронатом государства, так как дают классическое образование, получить которое стремятся и многие иностранцы.
Соколов также отметил, что людям, которые обучаются творческим профессиям, необходимо давать долговременную отсрочку от армии, которая распространялась бы не только на училища, но и на ВУЗы.
"Острейшая ситуация - призыв на военную службу. Сейчас музыкант или танцовщик получает отсрочку в училище, но в ВУЗе он становится беззащитным, потому что вторую отсрочку ему не дадут", - объяснил он.
По мнению Соколова, эта проблема "легко решается, если брать за основу принцип непрерывного образования".
Со своей стороны, замминистра образования Игорь Реморенко сказал, что включение в закон статьи о художественном образовании - уже достижение, раньше ее вовсе не было.
"Законопроект содержит четыре главных особенности, которые не учитывает ныне действующий закон: введение школ искусств, интегрированные образовательные программы для детей, которые еще не получили основного образования, введение ассистентуры-стажировки и возможность второго высшего бесплатного образования", - уточнил Реморенко.
Как ранее отмечали в думском комитете по культуре, среди плюсов статьи о художественном образовании - закрепление правого статуса специализированных программ: тех, которые рассчитаны на подготовку детей для поступления в профильные ВУЗы и последипломных, то есть те самые интегрированные образовательные программы и система ассистентура-стажировка.
Но есть и недостатки - в частности, обсуждаемый документ не решает вопросы финансирования образовательных организаций, нагрузки на преподавателей и повышения зарплаты.
Кроме того, в нем не закреплен статус профильных университетов, а из перечня образовательных организаций исчезли академии, что, как прогнозируют, способно повлечь серьезные проблемы для традиционной российской системы высшего образования в сфере искусства.
В связи с этим были разработаны соответствующие рекомендации для Минобразования, Минкультуры, правительства РФ и Госдумы, направленные на устранение этих недочетов.